Музей-заповедник «Царицыно» представляет выставку «Невероятная Индия. Взгляд из России»
До 22 октября в Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» проходит выставка «Невероятная Индия. Взгляд из России». Экспозиция рассказывает, как на протяжении нескольких столетий, начиная с «Хождения за три моря» Афанасия Никитина в XV веке и заканчивая дружескими связями между СССР и Индией в веке двадцатом, в российской культуре складывался образ этой страны.
В экспозиции представлено более 400 редких экспонатов: произведения изобразительного и театрального искусства, редкие книги, изделия художественного ремесла и авторские произведения декоративного искусства. Также выставка уделяет большое внимание индийскому кино, феномен популярности которого в Советском Союзе тоже стал предметом многих искусствоведческих исследований: гости музея увидят отрывки из популярных фильмов и кинохронику 1950–60-х годов.
Экспозиция поделена на восемь залов и восемь тематических частей. Открывает выставочное повествование видеоинсталляция «Индия — земля древней мудрости и праведности», созданная на основе страниц из древних манускриптов: «Слова о животных индейских» из «Христианской топографии» Козьмы Индикоплова и «Физиолога».
Многие предметы, представленные в экспозиции, происходят из коллекций Петра Щукина и Дмитрия Бурылина. В том числе из главных экспонатов — миниатюры из рукописи «Бабур-наме», созданные в 1590-е годы. Первоначально они были частью коллекции Щукина, к которому попали от Алексея Морозова, купившего их в 1906 году на ярмарке в Нижнем Новгороде у персидских купцов. В общей сложности сохранилось не менее 500 миниатюр из различных списков «Бабур-наме». 48 листов хранятся в Государственном музее Востока в Москве.
Центральное место в экспозиции занимают живописные работы Василия Верещагина из Третьяковской галереи, созданные во время путешествий художника по Индии в 1870–80-е годы, и полотна Николая Рериха. Еще один необычный экспонат находится в зале с индийским оружием — секира из Ивановского историко-краеведческого музея им. Д.Г. Бурылина.
Индийской теме в русском театре посвящено отдельное выставочное пространство. В нем представлены афиши, фотографии, эскизы, костюмы, многие из которых ранее не экспонировались. Например, два отреставрированных костюма из забытой оперы «Фераморс» Антона Рубинштейна, поставленной в Мариинском театре в 1898 году, или индийский костюм Майи Плисецкой, подаренный ей Джавахарлалом Неру в 1955 году во время официального визита в Москву. В экспозиции также можно увидеть эскиз Льва Бакста к балету Мариуса Петипа 1877 года «Баядерка» и подлинные фотографии конца XIX века: Вацлава Нижинского в балете «Синий бог», Анну Павлову в «Баядерке», исполнителей главных партий в операх на индийские сюжеты.
В зале «Индия духа: искатели истины» представлены скульптурные изображения аскетов, факиров, отшельников и индуистских богов из Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры). В зале «Дети, звери и джунгли», пол в котором застелен коврами, на экране демонстрируются отрывки из советских мультфильмов, вдохновленных Индией, на стенах развешаны эскизы Леонида Шварцмана и Александра Винокурова к лентам «Маугли», «Золотая антилопа» и «Рикки-Тикки-Тави» из архива «Союзмультфильма», а в витринах выставлены скульптуры художника-анималиста Василия Ватагина из коллекции Третьяковской галереи.
Дружескому сближению двух стран в середине XX века посвящен зал с работами российских художников, побывавших в Индии, и дарами политических лидеров Индии Никите Хрущеву. Здесь же представлена часть коллекции индийских тканей и предметов декоративного искусства из Музея Востока, которые в советское время экспонировались на выставках в СССР и затем были переданы в дар отечественным музеям.
Смотрите также