ПРАВДА ЛИ, ЧТО ХРУЩЕВ СНЯЛСЯ В РЕКЛАМЕ ГАЗИРОВКИ PEPSI?

Отвечает Татьяна Григорьева, историк, автор портала «Культура.РФ»
ПРАВДА ЛИ, ЧТО ХРУЩЕВ СНЯЛСЯ В РЕКЛАМЕ ГАЗИРОВКИ PEPSI?
Отвечает Татьяна Григорьева, историк, автор портала «Культура.РФ»
Вечный конкурент Coca-Cola опережала PepsiCo по продажам напитков, и была необходима прорывная реклама для привлечения внимания потребителей.
Летом 1959 года, в самый разгар холодной войны, в московском парке культуре и отдыха «Сокольники» открылась Американская национальная выставка, посвященная промышленной продукции США. Ее проводили в рамках соглашения о культурном сотрудничестве между Штатами и Советским Союзом.

Специально для этой экспозиции иностранные гости возвели круглый павильон с ажурным «скорлупчатым» куполом золотистого отлива, спроектированный известным архитектором Ричардом Фуллером, дугообразную стеклянную конструкцию, круглое здание для показа кинопанорамы, а также множество киосков, искусственных водоемов и цветников.
Летом 1959 года, в самый разгар холодной войны, в московском парке культуре и отдыха «Сокольники» открылась Американская национальная выставка, посвященная промышленной продукции США. Ее проводили в рамках соглашения о культурном сотрудничестве между Штатами и Советским Союзом.

Специально для этой экспозиции иностранные гости возвели круглый павильон с ажурным «скорлупчатым» куполом золотистого отлива, спроектированный известным архитектором Ричардом Фуллером, дугообразную стеклянную конструкцию, круглое здание для показа кинопанорамы, а также множество киосков, искусственных водоемов и цветников.
Добро пожаловать на Американскую национальную выставку в Москве! Мы очень рады, что имеем возможность в какой-то мере показать вам, как американцы живут, работают, учатся и пользуются плодами своих трудов. Надеюсь, вам доставит удовольствие посещение нашей выставки.

Я горячо желаю, чтобы она, как и соответствующая ей выставка в Нью-Йорке, устроенная вашей страной, помогла наши великим народам лучше понимать друг друга. Так можно будет закрепить основу нашего сотрудничества в разрешении величайшей из стоящих перед человечеством задач — в достижении плодотворного процветания мира во всем мире.
Приветственное слово президента США Дуайта Эйзенхауэра
В павильонах показывали фильмы Disney и картины Джексона Поллока, представляли автомобили марок Ford, Cadillac и Lincoln, компьютеры IBM RAMAC, кухонные комбайны и посудомоечные машины от General Electric, цветные телевизоры и автоматические швейные машины, тюбики Coty Cosmetics, туфли на шпильке, популярные пищевые бренды. И один из них «случайно» стал еще более известным.

24 июля, в день открытия выставки, вице-президент США Ричард Никсон предложил Никите Хрущеву попробовать два варианта напитка пепси. Он сказал, что один из них приготовили на воде из Советского Союза, а второй — на американской, и попросил советского лидера сравнить их вкус. Хрущев согласился и подошел к стенду компании, где газировку ему подал главный представитель компании PepsiCo Дональд Кендалл.

Хрущев попробовал оба варианта и сказал, что напиток из советской воды был куда вкуснее. Хотя на самом деле Никсон слукавил: газировка была одна и та же. Но этот момент засняли журналисты иностранных изданий, и уже на утро следующего дня по миру разлетелись снимки советского лидера со стаканчиком пепси в руках. Они были подписаны фразой «Хрущев хочет быть общительней» и слоганом PepsiCo тех лет — «Будь общительней. Пепси поможет» («Be Sociable. Have a Pepsi»). Так Никита Хрущев, сам того не ведая, стал лицом рекламной кампании PepsiCo.

На самом деле это был продуманный ход PepsiCo. Дональд Кендалл общался с Никсоном и перед открытием выставки рассказал ему о проблемах компании. Она терпела убытки от революции на Кубе, в ходе которой потеряла доступ к своим плантациям сахарного тростника. Вечный конкурент Coca-Cola в несколько раз опережала PepsiCo по продажам напитков. И Кендаллу была необходима прорывная реклама, чтобы вновь привлечь внимание потребителей. Поэтому он попросил Никсона под любым предлогом подвести Хрущева к ларьку с пепси-колой, что тот и сделал. После такой неожиданной и громкой кампании продажи газированного напитка подскочили в несколько раз.

А выставка продолжалась еще шесть недель. За это время ее посетили 2,7 миллиона гостей, которые выпили более трех миллионов стаканчиков пепси. Один из них оставил в «Книге отзывов» восторженную запись:
Я — советский журналист, побывавший на вашей Национальной выставке, потрясен очень вашими экспонатами. Особое впечатление произвели на меня ваши автомобили, моды, картины, обувь и т. д. Очень понравился мне ваш напиток дружбы «Peps-cola». Набор джазовых инструментов — это просто шедевр. Лучшего не может быть. Да, выставка очень интересна и замечательна. Хочется выразить уверенность, что в будущем вы представите нам еще более интересные экспонаты. Желаю вам всего хорошего в вашей жизни и работе.

С приветом,
8 августа 1959 года
Другим же импортная газировка по вкусу не пришлась.
Выставка интересная. Хороши автомобили. Радиоэлектроника представлена слабо. Жигулевское пиво лучше, чем пепси-кола. Интересны подвесные лодочные моторы. Слабо представлена почему-то наука и изучение космоса, ведь мы считаем вашу страну передовой (после нашей).

А вообще кончайте с атомными испытаниями, ведь их вред вы почувствуете и на себе.
30 июля 1959 года
В 1973 году начались первые массовые поставки пепси-колы в СССР, а год спустя в Новосибирске организовали отдельный завод PepsiCo. И в конце 1970-х годов в Москве появилась целая сеть белых киосков с красно-синими эмблемами. Но к этому времени советские специалисты уже придумали «ответ» иностранному производителю: изобрели рецепт напитка на зверобое, эвкалипте, солодковом корне, листе лавра, цедре лимона и пихте — тонизирующий «Байкал».
Материалы по теме