Почти до конца XIX века костюмов ни в русском, ни в каком-либо другом театре — в том виде, в котором мы привыкли их видеть, — не было. Конечно, создавались костюмы для исторических спектаклей — для постановок
Шекспира, например. Но они собирались из того, что было в наличии, и являлись собственностью актера.
С пьесами той эпохи дело также обстояло непросто. Все великие актрисы времен постановок
Александра Островского, которые работали в
Малом театре, в
Александринском театре, — и
Мария Ермолова, и Мария Савина, и многие другие — играли в собственных платьях. Можно сказать, что в этом в какой-то степени и заключалась трудность существования артистки русского театра. Вспомним, как Ирина Аркадина в
«Чайке» Антона Чехова описывает свои успехи на гастролях в Харькове и одновременно с этим, когда у нее просят денег взаймы, говорит:
«Да, у меня есть деньги, но ведь я артистка. Одни туалеты разорили совсем». Артистки той эпохи обязательно должны были быть в курсе мировых модных тенденций, потому что они сами были как ходячие журналы мод: люди приходили в театр, чтобы не только посмотреть спектакль, но и срисовать модели современных женских костюмов.
Впервые по-настоящему заниматься театральным костюмом стали
Константин Станиславский и
Московский Художественный театр. Во время работы над спектаклем «Царь Федор Иоаннович», премьерой которого театр открылся в 1898 году, постановочная команда отправилась в экспедицию по городам России. Искали не только сами подлинные старинные костюмы, но и образцы вышивки, старое церковное облачение. Благодаря этим находкам спектакль на тот момент вышел аутентичным, а исторические костюмы выглядели практически идеально достоверно.
Для работы над пьесами, например Антона Чехова и Генрика Ибсена, театры часто приглашали «моделисток». Самой известной из них была
Надежда Ламанова, которая сотрудничала с Художественным театром. Она полностью создала гардероб для той же Аркадиной из чеховской «Чайки». В какой-то момент сам Чехов, пользуясь уже своей «внедренностью» в Художественный театр и отношениями с актрисой Ольгой Книппер, стал делать в своих пьесах, например в
«Трех сестрах», — ремарки относительно костюма того или иного героя, высказывать свои пожелания и обращать внимание на нюансы.
Конечно, говорить о том, что костюмы тех лет были уже творческими решениями, достаточно трудно. Но именно с Художественного театра началась история придумывания костюмов, которые должны были не просто демонстрировать моду, но и задавать некое развитие самим героям постановки.