Леонид Шварцман
Мастер анимации, способный оживить и картинку, и куклу. Им были созданы Чебурашка, Снежная королева, котенок Гав, дружная компания — Удав, Мартышка, Слоненок из «38 попугаев» и многие другие персонажи.
Леонид Шварцман проработал на «Союзмультфильме» 58 лет, в том числе во времена расцвета студии; сотрудничал с такими людьми, как писатели Юрий Олеша и Григорий Остер, режиссеры-мультипликаторы Федор Хитрук и Лев Атаманов, актеры Михаил Астангов и Мария Бабанова. И это далеко не полный список. Долгие годы «Союзмультфильм» был для своих сотрудников и домом, и работой, и клубом по интересам:
«Жили все очень плохо. Мы с женой обитали в темной проходной комнате. Все время проводили на студии. Романы, свадьбы, конфликты, розыгрыши. Изумительные костюмированные вечера. При этом сутками работали. Наш режиссер Лев Атаманов был намного старше нас. Образован, интеллигентен, никогда не показывал своего превосходства. Годы сотворчества с ним — самые счастливые в моей жизни»
Почти в каждом варианте биографии Леонида Ароновича говорится, что мультипликатором он становиться не собирался. Еще до войны мальчик из еврейской семьи учился в школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде. Главная мечта — стать художником. Школу он так и не закончил, грянул 1941 год. На фронт Шварцман чудом не попал — потерялись документы. Ожидая призыва, он пошел работать на танковый завод: сначала у станка, а потом и художником в отделе по наглядной агитации. Уйти с завода даже после войны было нелегко, но мечта продолжить обучение оказалась сильнее. Шварцман написал письмо во ВГИК, получил приглашение и уже с этим письмом отправился к начальству.
В мультипликационную «карусель» Шварцман попал случайно. Сразу после победы приехал в Москву и впервые в жизни увидел анимационный фильм:
«Я пошел смотреть «Бэмби» в кинотеатр «Москва» на площади Маяковского. Это было потрясением: хохот стоял просто невообразимый, а многие зрители вообще не понимали, как можно выдрессировать животных, чтобы они так ярко и интересно играли. Вообще до многих не доходило, что звери нарисованные»
Учась во ВГИКе на художника-мультипликатора, надеялся, что новое занятие будет близко к первой любви — книжной иллюстрации. Так оно и случилось: герои, нарисованные Леонидом Шварцманом, до сих пор живут в детских книжках:
«Самый захватывающий, таинственный и крайне нервный процесс — рождение персонажа. Приступаешь к работе — все смутно, общо. Карандаш ведет руку: сквозь ошибки, нелепости вдруг что-то проклевывается. Тогда хватаешься за соломинку, начинаешь делать шарж на знакомого человека…»
Многие персонажи Леонида Ароновича так и родились: мастер срисовывал их со своих знакомых. Бульдог в «Варежке» — знаменитый режиссер Роман Качанов, мама из этого мультфильма — тоже шарж на коллегу по студии, а очаровательная старуха Шапокляк унаследовала черты тещи режиссера. Впрочем, образ этот собирательный и, возможно, самый близкий Шварцману:
«Шапокляк выпрыгнула, как чертик, из самого названия «складной цилиндр». Внутри цилиндра есть пружинка с кнопочкой. Характер по-хармсовски острый, въедливая, шкодливая, активная старушонка. Сразу возник аромат XIX века. Время, близкое мне во всех отношениях. Вспоминал своих родителей, их друзей. В двадцатые годы таких старушек еще можно было увидеть на улицах. Я же сам — мостик между веками»
Неожиданнее всего нашелся прототип главного героя в мультфильме «38 попугаев»:
«Вначале мы делали его похожим на нашего директора Боярского, затем уловили сходство с Владимиром Ильичом. Резкая жестикуляция, избыточная демагогия. В общем, вождь кукольного пролетариата»
Сегодня мастер уже не занимается мультипликацией. В его фильмографии более 70 картин, среди которых «Аленький цветочек», «Золотая антилопа», «Потерялась внучка», «Варежка», «Крокодил Гена» и многие другие. Все это стало богатым наследием советской анимации, докомпьютерной эпохи рисованных мультфильмов, которые помнят тепло человеческих рук.
Благодарим «Союзмультфильм» за предоставленные фотографии.
Смотрите также