Восточные мотивы в балете
Оригинальный сюжет «Баядерки» в индийском стиле можно увидеть в декорациях и костюмах, которые использовал балетмейстер Мариус Петипа еще в XIX веке, а в балете «Тысяча и одна ночь» познакомиться с музыкальными мотивами арабского народа и красотой музыкальных обрядов.
Смотрим спектакли, где переплетаются ритмы, пластика и восточный колорит Грузии, Армении, Персии и Индии.
«Баядерка»
Премьера балета «Баядерка» состоялась в 1877 году в петербургском Большом Каменном театре. В этом спектакле хореограф Мариус Петипа и композитор Людвиг Минкус обратились к экзотической для России того времени теме индийского эпоса. Для создания либретто балетмейстер Мариус Петипа и драматург Сергей Худеков использовали произведение индийского поэта Калидасы «Сакунтала, или Узнанная по кольцу». На его основе авторы написали оригинальный сюжет в восточном стиле с яркими мелодраматическими поворотами, интригой и трагическим финалом.
«Витязь в тигровой шкуре»
Алексей Мачавариани написал балет «Витязь в тигровой шкуре» на либретто Юрия Григоровича в 1973 году. Литературной основой балета послужила одноименная поэма Шота Руставели XII века. В своем произведении поэт использовал старинные грузинские народные предания, подобно тому как «Фауст» Иоганна Гёте и «Гамлет» Уильяма Шекспира восходят к средневековым народным традициям.
«Тысяча и одна ночь»
В 1979 году Максуд и Рустам Ибрагимбековы написали либретто к балету «Тысяча и одна ночь» по мотивам одноименного собрания сказок. Основу балета составил «Рассказ о царе Шахрияре». В балет входили также сюжеты и других сказок — о Птице Рухх, о приключениях Синдбада-морехода, об Али-Бабе и 40 разбойниках, об Аладдине и принцессе Будур. Музыку к балету сочинил азербайджанский композитор Фикрет Амиров. В ней соединились классические мотивы и древние национальные мелодии и напевы — мугамы.
«Гаянэ»
Сценарист Константин Державин написал либретто к «Гаянэ» на основе балета Арама Хачатуряна «Счастье». Работая над музыкой нового балета, Арам Хачатурян сохранил лучшие партии из «Счастья», но существенно дополнил партитуру. В произведении он обратился к армянскому фольклору. Арам Хачатурян отмечал, что ему важно «живое ощущение национальной музыкальной стихии». Среди самых запоминающихся сочинений балета — традиционная колыбельная Гаянэ и Танец с саблями — центральный танец армянской свадьбы.