История коллекции братьев Щукиных

Семье Щукиных принадлежала одна из самых обширных коллекций
произведений искусства со всего мира. Первый европейский фарфор и старинное кавказское оружие, изделия из драгоценных металлов и редкие книги, голландская живопись XIV–XVIII веков и крупнейшее в мире собрание постимпрессионистских картин. О том, как Щукины собирали эти экспонаты и какая судьба ожидала коллекции после революции, читайте в нашем материале.

Петр Щукин: предметы старины

Петр Щукин. Фотография: ridus.ru
Музей Петра Щукина. 1901–1903. Москва. Фотография: retromap.ru
Кабинет и портретная зала Музея Петра Щукина. 1899–1914. Москва. Фотография: um.mos.ru
В семье влиятельного московского купца первой гильдии Ивана Щукина было 11 детей, четверо из них стали коллекционерами. Дети росли в творческой среде: мать Екатерина Щукина увлекалась живописью, а ее брат Михаил Боткин служил в Академии художеств
. В доме часто бывали художники, меценаты
, известные писатели и ученые.
Старший из братьев-коллекционеров, Петр Щукин, обучался сначала в Выборге и Санкт-Петербурге, а затем — в Германии. Здесь он бесплатно стажировался на крупных предприятиях, где изучал ткацкое производство. Затем ему удалось устроиться в дом тканей «Р.Д. Варбург и Ко» с приличным жалованьем в две тысячи франков. На эти средства Петр Щукин и приобрел первые экспонаты для своего собрания. Со временем его коллекция тканей превзошла собрание Лионской мануфактуры, в то время крупного производителя текстиля в Европе.
Во Франции Петр Щукин начал скупать редкие французские книги, а позже — гравюры, литографии, рисунки. В России в его собрании появились старинные иконы, произведения прикладного искусства и предметы быта Древней Руси. Среди них — вышивка конца XV века с изображением церковного шествия и иконы Богоматери Одигитрии, одна из рукописей «Путешествия из Петербурга в Москву»
Александра Радищева и письма Ивана Тургенева
.
Вскоре возникло и восточное собрание с персидскими коврами, кавказским оружием, азиатскими глиняными изделиями, текстилем и фарфором. В 1891 году Щукин начал строить для своей коллекции новый особняк на Малой Грузинской улице. Здание возвели в стиле старинных русских палат. Коллекционер вместе с архитектором Борисом Фрейденергом сам ездил в Ярославль
, изучал исторические памятники и зарисовывал декоративные элементы фасадов. Вскоре оказалось, что и нового строения для экспонатов мало — на территории усадьбы построили еще одно здание и склад.
В 1895 году музей Петра Щукина принял первых посетителей. Коллекционер сам водил гостей по залам и рассказывал об экспонатах. В это время здесь хранилось 22 тысячи предметов, и Щукин выпустил несколько каталогов, среди них — «Персидские вещи Щукинского собрания», «Опись старинных вещей собрания П.И. Щукина», «Опись старинных славянских и русских рукописей собрания П.И. Щукина», «Бумаги, относящиеся до Отечественной войны 1812 г.
».
В 1905 году Петр Щукин подарил свою коллекцию вместе со зданиями Российскому историческому музею
. Но до конца жизни содержал и сам Щукинский музей, и сотрудников, которые в нем работали.

Сергей Щукин: новая западная живопись

Кристиан Крон. Портрет Сергея Щукина (фрагмент). 1916. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Анри Матисс. Гармония в красном (фрагмент). 1908. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Пабло Пикассо. Женщина с веером (фрагмент). 1907. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Сергей Щукин в отличие от старшего брата получил только домашнее образование: часто болел и к тому же сильно заикался. В 19 лет с недугами удалось справиться — он прослушал курс лекций по практической коммерции в Германии и стал работать в семейном предприятии «И.В. Щукин с сыновьями», а после смерти отца полностью унаследовал бизнес.
В 1882 году Сергей Щукин переехал в особняк князя Трубецкого, продал княжескую коллекцию оружия и картины передвижников
, которые здесь хранились. Вместо них промышленник приобрел два северных пейзажа норвежского живописца Фрица Таулова, а во время одной из своих поездок в Париж купил картины Шарля Котте и Люсьена Симона. Вскоре в коллекцию Щукина
попали работы импрессиониста Камиля Писсарро, а в конце 1890-х годов — Клода Моне.
Затем Щукин стал сотрудничать с Анри Матиссом
: заказал у него два масштабных панно «Танец» и «Музыка» и украсил ими стены напротив парадной лестницы в своем особняке. Для щукинской столовой Матисс написал «Гармонию в красном». В 1911 году художник гостил у коллекционера в Москве — все полотна были развешаны в залах именно так, как пожелал автор.
За короткое время Сергей Щукин стал желанным гостем парижских галерей, с ним сотрудничали известные торговцы живописью — Поль Дюран-Рюэль и Амбруаз Воллар. С их помощью Щукин приобрел картины Огюста Ренуара и Эдгара Дега, Поля Сезанна
и Винсента Ван Гога. Однако в отличие от своих братьев и других русских коллекционеров Щукин покупал произведения искусства на свой вкус, не опираясь на мнение экспертов. Он говорил: «Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок — покупай ее».
Со временем в особняке Щукина появилась крупная коллекция «дикаря от живописи» — Поля Гогена. Коллекционер разместил полотна с экзотическими пейзажами плотно друг к другу в несколько ярусов, за что критики прозвали композицию «иконостасом». Также Щукин купил 51 картину Пабло Пикассо
 — в то время это была крупнейшая в мире коллекция работ этого художника. Среди них была «Любительница абсента», «Старый еврей с мальчиком» и кубистическая «Женщина с веером».
В особняк Щукина в Знаменском переулке с 11 до 14 часов дня мог прийти любой, при этом хозяин коллекции часто проводил экскурсии для посетителей.
После революции
собрание национализировали, а Сергей Щукин эмигрировал в Париж. Ему советовали отсудить свои картины, но Щукин отказался: «Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там».
Спустя 10 лет щукинское собрание объединили с картинами Ивана Морозова и выставили в Государственном музее нового западного искусства
. В 1948 году его расформировали, а коллекцию разделили между Государственным Эрмитажем
и Пушкинским музеем
без права показа. В конце XX века часть картин все же выставили в постоянной экспозиции.

Дмитрий Щукин: голландская живопись XIV–XVIII веков

Дмитрий Щукин. Фотография: artmaecenas.ru
Ян Вермеер. Аллегория веры (фрагмент). 1670-е. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
Росселло ди Якопо Франки. Мадонна с младенцем и святыми (фрагмент). 1420-е. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
Дмитрий Щукин учился в Коммерческом училище в Дрездене и часто бывал в дрезденской галерее Цвингер, где хранилась крупнейшая в Европе коллекция картин голландских мастеров.
Из семейного бизнеса он вышел еще при жизни отца, вложил деньги в ценные бумаги и жил на крупные дивиденды. Щукин встречался с коллекционерами, читал книги и смотрел каталоги аукционов разных лет.
Первыми в собрании Дмитрия Щукина появились изделия Мейсенской мануфактуры, первого производителя фарфора
в Европе. Затем он начал покупать художественную эмаль (кулоны и миниатюры), золотые табакерки, медные бюсты, французские и итальянские бронзовые статуэтки XVI–XVII веков.
Дмитрий Щукин собрал самую большую в России коллекцию старой голландской живописи. Она включала 78 полотен: картины Питера Брейгеля, Хендрика Аверкампа, Виллема Класа Хеда, Якоба Исаака ван Рейсдаля и многих других. Меценат изучал историю каждой работы и советовался с экспертами, чтобы не купить подделку.
Щукин приобрел и известную картину Яна Вермеера «Аллегория веры», но позже продал ее Королевской галерее в Гааге. Кроме работ голландских мастеров в собрание попали полотна французских, немецких и английских живописцев XVII–XIX веков. До революции он пополнил свою коллекцию гравюрами и рисунками, старинными часами и резной мебелью, витражами и майоликами.
В 1918 году дом Щукина и все экспонаты передали Румянцевскому музею
. Хозяина особняка назначили младшим помощником хранителя, а в 1924 году — заведующим отделом итальянской живописи. В 1920-х годах фарфоровые изделия отправили в Государственный музей керамики в усадьбе Кусково
, коллекцию голландских мастеров отдали Пушкинскому музею, а остальные произведения искусства разделили между другими музеями.

Иван Щукин: собрание русских философских книг

Игнасио Сулоага. Портрет Ивана Щукина (фрагмент). 1899. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Титульный лист книги Ивана Щукина  «Страничка из истории русской иконографии». Москва: Издательство антикварной книжной торговли Павла Шибанова, 1893
Эль Греко. Кающаяся Мария Магдалина (фрагмент). 1577. Музей изобразительных искусств, Будапешт, Венгрия
Младший из коллекционеров Щукиных Иван получил образование в России. Он обучался в престижном заведении — Лицее цесаревича Николая на Остоженке, а в свободное время посещал классы живописи, где познакомился с будущим реставратором Игорем Грабарем
. Еще со студенческих лет Щукин печатался в журналах: писал искусствоведческие статьи. Грабарь отзывался о нем как об «ошеломляюще осведомленном» знатоке живописи.
В семейном бизнесе Иван Щукин не участвовал, а в 1895 году и вовсе покинул Россию. Он переехал в Париж и поселился в апартаментах на авеню Ваграм. Сюда же он перевез свою книжную коллекцию, которую продолжил пополнять и во Франции. Он покупал русские богословские издания и философские труды. В его доме часто проходили литературные вечера и встречи с молодыми французскими художниками.
Иван Щукин коллекционировал и картины — Гойю, Веласкеса, Эль Греко. Но, когда из-за финансовых проблем он попытался продать свое собрание, выяснилось, что большинство полотен поддельные. Расплатиться с кредиторами Щукин не смог и покончил с собой. Его книжную коллекцию приобрела Парижская школа восточных языков, а подлинники испанских живописцев ушли в крупные художественные галереи Европы.
Собрание Ивана Щукина значительно уступает коллекциям его старших братьев. Но искусствоведы отмечают, что именно он познакомил Сергея Щукина с Эдгаром Дега, Огюстом Ренуаром, Анри Матиссом и другими художниками. В доме своего младшего брата Сергей Щукин встретился с галеристом Полем Дюраном-Рюэлем, который позже помогал ему собирать коллекцию новой европейской живописи.

Автор: Лидия Туляганова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна