Главный Пьеро ХХ века: 10 фактов из жизни Александра Вертинского

В первой половине ХХ века Александр Вертинский был настоящей звездой. Он общался с авангардистами, дружил с русскими балеринами, выступал перед европейской аристократией и голливудскими артистами, а в СССР дал более 3000 концертов. До 29 сентября в центральном здании Государственного музея истории российской литературы им. В.И. Даля на Зубовском бульваре проходит выставка «Александр Вертинский: Прообраз музея», которую команда музея подготовила совместно с дочерью артиста Анастасией Вертинской. Специально для портала «Культура.РФ» заведующая сектором информационных проектов Анна Жданова и экскурсовод музея Наталья Кременец подготовили подборку интересных фактов об Александре Вертинском. Как известный артист стал медбратом, где основал популярный клуб и почему не мог исполнять большинство своих песен — узнайте в нашем новом материале.

Первые шаги на сцене

В 1913 году Александр Вертинский переехал из Киева, где провел свое детство, в Москву. Здесь он начал выступать в театрах миниатюр и кабаре.
Это был мой первый настоящий сезон. В день Октябрьского переворота был мой первый бенефис. Таким образом, я являюсь ровесником революции. Вскоре ушел из театра и гастролировал по стране, давая самостоятельные концерты.
Александр Вертинский. «Дорогой длинною…»
В эти годы артист не только делал свои первые шаги на сцене, но и успел познакомиться с художественным сообществом. Известный мастер посмертных масок Сергей Меркуров тогда занимался созданием статуи Достоевского — и позировал для него Вертинский. Позже Меркуров вспоминал: «Вертинский усвоил мой замысел, принял правильную позу. А как держал свои изумительные пластичные руки!»

Брат Пьеро

В 1914 году Александр Вертинский добровольно ушел на фронт Первой мировой санитаром. Он служил в тыловом военно-санитарном поезде №68 Всероссийского союза городов под началом графа Никиты Толстого и, как сам вспоминал позже, сделал «тридцать пять тысяч перевязок». Тогда же Вертинский начал называть себя «брат Пьеро» и вместе с другими санитарами давал концерты для раненых.
В поезде была книга, в которую записывалась каждая перевязка. Я работал только на тяжелых. Легкие делали сестры. Когда я закончил свою службу на поезде, на моем счету было тридцать пять тысяч перевязок!..
Александр Вертинский. «Дорогой длинною…»

Авторский номер

Узнаваемый образ Пьеро, который Вертинский придумал в военные годы, он продолжил развивать в мирное время. В конце 1910-х годов артист представил публике авторский номер: в гриме и костюме Пьеро он читал свои стихотворения под аккомпанемент собственной музыки.
Я уже был в ударе, что называется. В полной боевой готовности. Подойдя к краю рампы, я бросал слова, как камни, в публику — яростно, сильно и гневно! Уже ничего нельзя было удержать и остановить во мне… Зал задохнулся, потрясенный и испуганный… Я думал, что меня разорвут! Зал дрожал от исступленных аплодисментов.
Александр Вертинский. «Дорогой длинною…»

Вокруг света

В 1919 году Вертинский уехал в Константинополь и в Россию не вернулся. В 1920-х годах он с успехом выступал в Турции, Румынии, Бессарабии, Польше, Германии, Франции, Палестине, Америке, Китае.
До сих пор не понимаю: откуда у меня набралось столько смелости, чтобы, не зная толком ни одного языка, будучи капризным, избалованным русским актером… так необдуманно покинуть родину… Что меня толкнуло на это?
Александр Вертинский. «Дорогой длинною…»
Около десяти лет артист жил во Франции. Эту страну певец считал своей «доброй мачехой» и родиной своего духа.
Я прожил за границей 25 лет. Я жил лучше многих и прилично зарабатывал. В моих гастрольных поездках по белому свету я останавливался в первоклассных отелях, спал на мягких постелях, окруженный максимальным комфортом. И 25 лет мне снился один и тот же сон. Мне снилось, что я наконец возвращаюсь домой и укладываюсь спать на… старый мамин сундук, покрытый грубым деревенским ковром. Вот что всегда значила для меня родина.
Александр Вертинский. «Дорогой длинною…»

Шанхайский успех

В ноябре 1935 года Вертинский приехал в Шанхай, а спустя два года открыл в городе клуб «Гардения», который полюбился и русской, и иностранной публике. Каждый вечер сам артист давал в клубе сольные номера.
Понравился ли мне Шанхай? Это действительно экзотический город, несмотря на подчеркнуто европеизированный вид. Чувствуется дыхание мирового центра. Но, к моей радости, оно не заглушило движений русской жизни. Она здесь властно чувствуется на самой поверхности!
Александр Вертинский

Китай и судьба

Шанхай принес Вертинскому успех не только в делах, но и в личной жизни: здесь он познакомился с Лидией Циргвавой. Артист добивался девушки целых два года: ее родители долго не давали согласия на свадьбу, но в итоге союз одобрили. Вертинский и Циргвава обвенчались 26 апреля 1942 года в Шанхае, в кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных». Жениху было 53 года, невесте — всего 19 лет.
И всю свою неразбуженную нежность и любовь я готова была отдать ему. Готова отдать — с радостью. Потому что никого прекраснее его нет. И никогда в моей жизни не будет. Я это знала…
Лидия Вертинская. «Синяя птица любви»

Возвращение на родину

В 1943 году Александр Вертинский после долгих лет ожидания получил разрешение на въезд в СССР. Вместе с женой Лидией и дочкой Марианной он вернулся в Москву. На родине он вновь начал давать концерты, однако из огромного репертуара Репертком разрешил ему исполнять только 26 песен.
За 14 лет я дал на родине около двух тысяч концертов. Страна наша огромная, и все же я успел побывать везде. И в Сибири, и на Урале, и в Средней Азии, и в Заполярье, и даже на Сахалине. Не говоря уже о среднеевропейской ее части. Во многих городах я бывал по четыре-пять раз. Я пою в театрах, в концертных залах, во дворцах культуры, а иногда на заводах, на стройках, в шахтах.
Александр Вертинский

Пьеро на экране

Александр Вертинский не только выступал на сцене, но и с успехом снимался в кино. В 1950-х годах он сыграл в фильмах «Анна на шее», «3аговор обреченных», «Великий воин Албании Скандербег» и в других картинах. За роль кардинала Бирча в «Заговоре обреченных» в 1951 году артист получил Сталинскую премию 2-й степени.
Кроме концертов я много играю в кино. В последние годы я сыграл в картине «Скандербег» — роль Великого дожа Венеции. В «Анне на шее», по Чехову, — роль губернатора. В картине «Пламя гнева» — роль польского посла при дворе гетмана Украины. На днях выходит фильм «Кровавый рассвет» по повести украинского писателя Коцюбинского «Фата-Моргана» с моим участием. Сейчас буду сниматься в фильме «Олеко Дундич» в роли французского генерала Жобера.
Александр Вертинский

Любовь к прекрасному

Вертинский очень любил красивые вещи. Так, в своей квартире на улице Горького (современная Тверская) он работал за столом, декорированным бронзовыми накладками с растительным орнаментом, завитками и лавровыми венками с буквой N. А его столешница была покрыта тисненой кожей.
Также артисту удалось заполучить в свою коллекцию рюмку из сервиза, изготовленную для александрийского дворца «Коттедж». Герб, которым украшена рюмка, для супруги Николая I Александры Федоровны придумал поэт Василий Жуковский.
Лидия Вертинская вспоминала: «Большую часть мебели Вертинский выбрал сам — он обожал красивые вещи. Покупал он ее в основном в Ленинграде во время гастролей — в Москве публика была побогаче и всю мало-мальски стоящую мебель из комиссионок моментально раскупали, а в Питере можно было успеть схватить что-то интересное».

Папины дочки

У Александра и Лидии Вертинской было две дочери: Марианна родилась в Шанхае в 1943 году, а Анастасия — в 1944-м в Москве. Девочкам артист посвятил песню «Доченьки»:
У меня завелись ангелята,
Завелись среди белого дня.
Всё, над чем я смеялся когда-то,
Всё теперь восхищает меня!
Жил я шумно и весело, каюсь,
Но жена всё к рукам прибрала,
Совершенно со мной не считаясь,
Мне двух дочек она родила.
Лидия Вертинская писала: «Вертинский боготворил наших дочерей, он их любил, как ангел — Бога. У него никогда не было детей, и, став отцом, он был неимоверно счастлив. Девочки также обожали отца».
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна