Девять ликов императора Николая I

Во время правления императора Николая I Российская империя переживала свой золотой век. Взглянем на произведения искусства, посвященные этому государю. Рассказывает Софья Багдасарова.

Великий князь Николаша

На «Портрете Павла I с семьей» будущий император изображен в компании родителей и братьев с сестрами. Никто тогда не знал, какая судьба уготована этому мальчику в белом костюме с голубым поясом, жмущемуся к коленям матери. Ведь он был всего лишь третьим сыном — и только череда случайностей и неудачных браков старших братьев обеспечила ему трон.

Красавец офицер

Николай стал императором в возрасте 29 лет, после смерти старшего брата Александра I и отречения следующего в очереди Константина. Как и все мужчины своего рода, он был очень увлечен военным делом. Впрочем, для хорошего государя той эпохи это не было недостатком. Да и форма ему очень шла — как и старший брат, он считался настоящим красавцем.
«…Тридцати двух лет, высокого роста, сухощав, грудь имел широкую, руки несколько длинные, лицо продолговатое, чистое, лоб открытый, нос римский, рот умеренный, взгляд быстрый, голос звонкий, подходящий к тенору, но говорил несколько скороговоркой. Вообще он был очень строен и ловок. В движениях не было заметно ни надменной важности, ни ветреной торопливости, но видна была какая-то неподдельная строгость. Свежесть лица и все в нем выказывало железное здоровье и служило доказательством, что юность не была изнежена и жизнь сопровождалась трезвостью и умеренностью. В физическом отношении он был превосходнее всех мужчин из генералитета и офицеров, каких только я видел в армии, и могу сказать поистине, что в нашу просвещенную эпоху величайшая редкость видеть подобного человека в кругу аристократии».
«Записки Иосифа Петровича Дубецкого»

Император-кавалерист

Разумеется, Николай любил и лошадей, причем был ласков и с «отставниками». От своего предшественника он унаследовал двух ветеранов Наполеоновской войны — мерина Толстого Орловского и кобылу Аталанту, получавших персональную царскую пенсию. Эти кони приняли участие в церемонии похорон Александра I, а потом новый император отправил их в Царское Село, где были построены Пенсионерские конюшни и создано кладбище для лошадей. Сегодня там 122 захоронения, в том числе Флоры — любимой лошади Николая, на которой он ездил под Варной.

«Жандарм Европы»

На картине Григория Чернецова запечатлен парад по случаю подавления Польского восстания 1830–1831 годов. Император изображен в числе примерно 300 персонажей картины (почти все известны по имени — в их числе Бенкендорф, Клейнмихель, Сперанский, Мартос, Кукольник, Дмитриев, Жуковский, Пушкин и т. д.). Разгром этого мятежа был одной из тех военных операций Русского государства, которые создали ему мрачную репутацию в Европе.
«Тогда именно в Англии газеты сильно нападали на Николая Павловича, что ему казалось очень забавно. Однажды вечером он, встретив Герлаха, сказал ему и прусскому дипломату Каницу, что в английском парламенте его сравнивали с Нероном, называли его Каннибалом и проч. и что весь английский словарь оказался недостаточным для выражения всех ужасных качеств, которыми отличается всероссийский император. Лорд Дургам, английский дипломат, прибывший в Россию, находился в неловком положении, а император Николай шутя говорил: «Je me signerai toujours Nicolas canibal» (в пер. с фр. «Я теперь буду подписываться Николаем-каннибалом»).
Александр Брикнер. «Русский двор в 1826–1832 годах»

Дамский угодник

Императора подозревали в сильном пристрастии к противоположному полу, но, в отличие от своего предшественника и наследника — Александра I и Александра II, брата и сына, он никогда не выставлял свои связи напоказ, не удостаивал никого признанием в качестве официальной фаворитки и был чрезвычайно деликатен и уважителен по отношению к своей жене. При этом, по воспоминаниям барона Модеста Корфа, «император Николай был вообще очень веселого и живого нрава, а в тесном кругу даже и шаловлив».
«Разговаривая с женщинами, он имел тот тон утонченной вежливости и учтивости, который был традиционным в хорошем обществе старой Франции и которому старалось подражать русское общество, тон совершенно исчезнувший в наши дни, не будучи, однако, заменен ничем более приятным или более серьезным.
<…> …Тембр его голоса был также чрезвычайно приятен. Я должна поэтому сознаться, что сердце мое было им пленено, хотя по своим убеждениям я оставалась решительно враждебной ему.
Анна Тютчева. «Тайны царского двора (из записок фрейлин)»

Добрый семьянин

Увы, в отличие от батюшки, Николай не стал заказывать классического семейного портрета. Императора с супругой, шестью из семи его детей (кроме дочери, бывшей замужем за границей) и зятем можно увидеть на костюмированном портрете с загадочным названием «Царскосельская карусель». Члены семьи императора, наряженные как средневековые рыцари и их прекрасные дамы, изображены тут в сценке из маскарадного турнира, которым баловались в резиденции.

Благотворитель и опекун

Император, как и другие члены династии, считал своим долгом лично опекать петербургские учебные заведения — в первую очередь Смольный институт благородных девиц и Морской кадетский корпус. Помимо долга, это было и удовольствием. Среди детей, взрослевших без родителей, Николай мог по-настоящему расслабиться. Так, плешивый (подобно Александру I), он всю жизнь франтился и носил тупей — небольшой паричок. Но когда у него родился первый внук, как вспоминал один бывший кадет, Николай приехал в корпус, подбросил в воздух накладку с плешки и заявил обожавшим его детям, что поскольку теперь он стал дедушкой, то больше надевать тупей не станет.
«Государь играл с нами; в расстегнутом сюртуке ложился он на горку, и мы тащили его вниз или садились на него, плотно друг около друга; и он встряхивал нас, как мух. Любовь к себе он умел вселять в детях; был внимателен к служащим и знал всех классных дам и дядек, которых звал по именам и фамилиям».
Лев Жемчужников. «Мои воспоминания из прошлого»

Усталый правитель

На картине кисти Виллевальде император запечатлен в компании самого живописца, наследника (будущего Александра II), а также мраморного бюста старшего брата. Николай часто посещал мастерскую этого батального художника (о чем свидетельствует еще один портрет, на котором хорошо виден огромный рост царя). Но любимым портретистом Николая был Франц Крюгер. Про их общение есть горький исторический анекдот, характеризующий мрачное настроение правителя в последние годы.
Берлинскому живописцу Крюгеру, писавшему портрет Николая I, приказано было выдать драгоценные золотые часы с бриллиантами, но, проходя через руки чиновников министерства, бриллианты улетучились, а когда Николай I увидел у Крюгера эти часы, он сказал ему: «Видите, как меня обкрадывают! Но если бы я захотел по закону наказать всех воров моей империи, для этого было бы мало всей Сибири, а Россия превратилась бы в такую же пустыню, как Сибирь».

Символ эпохи

Смерть императора, силы которого были подорваны неудачной Крымской войной, потрясла современников. Фрейлина Анна Тютчева, дочь поэта, вспоминала, как поехала обедать к своим родителям и застала их под очень сильным впечатлением. «Как будто нам объявили, что умер бог», — сказал тогда ее отец со свойственной ему яркостью речи.
«Университетский сторож Василий благоговел перед императором Николаем Павловичем и восхвалял в нем все, даже его домашний образ жизни. «Старик-то ведь не охотник до всех этих заморских вин да разных финтиклюшек; а просто так: перед обедом опрокинет стаканчик простячку, вот и все! Кашу гречневую прямо из горшочка любит кушать…» — повествовал с уверенностью, как будто сам видел это. «Сохрани Бог, старик завалится, — говорил он, — что тогда будет?» <…> «Государь умер», — успел я только проговорить, как Василий как будто оцепенел перед мной, злобно пробурчал: «Ну! теперь все прахом пойдет!»
«Воспоминания, мысли и признания человека, доживающего свой век смоленского дворянина»
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна