Анастасия Вертинская

Офелия в «Гамлете», Галина из фильма «Случай с Полыниным», Мона в «Безымянной звезде». Любимые роли Анастасии Вертинской. Зритель же полюбил яркую, талантливую и утонченную актрису с самой первой роли, когда шестнадцатилетняя Анастасия Вертинская ждала в Коктебеле «алые паруса» в образе Ассоль. «Профессия актера — не только ремесло, но и какое-то таинство», — говорит актриса и подтверждает это каждой ролью.

Дочь шансонье и актрисы

Режиссер Александр Птушко и Анастасия Вертинская в роли Ассоль на съемках художественного фильма Александра Птушко «Алые паруса». 1961 год. Музей кино, Москва
Анастасия Вертинская в роли Гуттиэре в художественном фильме Геннадия Казанского и Владимира Чеботарева «Человек-амфибия» (1961)
Актриса Анастасия Вертинская. 1966 год. Фотография: Евгений Умнов / Мультимедиа Арт Музей, Москва
В таинство актерской профессии Анастасия погрузилась с детства. Отец Александр Вертинский
 — эстрадный кумир начала ХХ века: актер, композитор, поэт, исполнитель. Мама Лидия Вертинская — художница и киноактриса, волшебная и загадочная птица Феникс из «Садко»
и пронзительно не по-советски красивая Анидаг из «Королевства кривых зеркал»
.

Познакомились и поженились родители будущей актрисы в Китае. Здесь же родилась первая дочь — Марианна. Анастасия появилась на свет уже после возвращения семьи в Москву, в гостинице «Метрополь»
. Иностранные языки, музыка, литература… Сестры Вертинские получали разностороннее образование, хотя в школе запросто могли замечтаться и порадовать отца в лучшем случае пятеркой по пению. «Дочери пошли в меня! Я тоже не особо учился», — говорил знаменитый шансонье.

Дача в Прибалтике, которую Вертинский снимал на время концертов, летние дни уже на даче собственной — в Подмосковье. В воспоминаниях Анастасии есть и эпизоды в лучших традициях соцреализма: пионерский лагерь. Драки, лагерный сленг, и по возвращении домой — стрижка наголо как лучшее средство избавления от приобретенных на отдыхе вшей.

В детстве Настя мечтала о балете, но поступить в хореографическое училище так и не удалось: сочли крупноватой. И со следующей по порядку мечтой, лингвистикой, тоже не вышло. Вмешалось кино. С первой же роли Анастасия Вертинская стала звездой, хотя отец не желал для дочерей актерской судьбы — считая этот труд слишком тяжким.

Ассоль

Анастасия Вертинская в роли Гуттиэре в художественном фильме Владимира Чеботарева и Геннадия Казанского̆ «Человек-амфибия» (1962)
Анастасия Вертинская в роли Ассоль в художественном фильме Александра Птушко «Алые паруса» (1961)
Анастасия Вертинская в роли Офелии в художественном фильме Григория Козинцева «Гамлет» (1964)
Роль по случаю у знаменитого киносказочника. Пятнадцатилетнюю девушку на пробы привел главный художник картины Леван Шенгелия. Короткая стрижка и спортивный костюм никак не сочетались с образом романтической героини
Александра Грина
. Но режиссер все же сделал кинопробы тогда еще даже не актрисы — в парике и длинном платье. Съемки так захватили, что Анастасии пришлось перейти из обычной школы в вечернюю. «Там учиться было проще: я давала учителю автограф на своей фотографии, и он мне ставил хорошую оценку!» — вспоминала впоследствии актриса. Историю про алые паруса, на которые ушло две тысячи квадратных метров материала для пионерских галстуков, после премьеры посмотрели свыше 20 миллионов человек.

Гуттиэре

«У Гуттиэре в глазах должно быть небо, а у Ихтиандра — море», — говорил режиссер Владимир Чеботарев, принимаясь за картину. Сценарий десять лет пролежал на полке «Ленфильма», словно ожидаясь исполнителей главных ролей. Второй фильм Анастасии Вертинской стал лидером проката 1962 года. Актриса, чтобы плавать, как рыба в воде, по ночам вместе с Ихтиандром — Владимиром Кореневым занималась в бассейне Института физкультуры. Снималась в холодном море без дублеров, подолгу находилась на глубине. Попутно Вертинская училась… в одной из школ Баку. «Смотрю на фильм как на детские фотографии», — говорила впоследствии актриса.

Офелия

Экранизация, ставшая продолжением театральной постановки. Режиссер Григорий Козинцев
своего Гамлета
 — Иннокентия Смоктуновского
нашел задолго до съемок. С Офелией оказалось труднее. «Женщина с затуманенным взором средневековых Мадонн» — среди советских актрис… Козинцев выбрал Вертинскую и заставил ходить в Эрмитаж
и «сливаться» с полотнами великих мастеров. Анастасия училась в Щепкинском училище, где познакомилась с будущим мужем — Никитой Михалковым. Съемки в «Гамлете»
стали для молодой актрисы серьезным испытанием и школой актерского мастерства. После этой картины, получившей специальный приз Венецианского фестиваля
, Вертинскую стали называть «Вивьен Ли советского экрана».

Лиза

Анастасия Вертинская в роли Лизы Болконской в художественном фильме Сергея Бондарчука «Война и мир» (1965—1967)
Анастасия Вертинская в роли Моны в художественном фильме Михаила Козакова «Безымянная звезда» (1979)
Анастасия Вертинская в роли Оливии в фильме-спектакле Питера Джеймса «Двенадцатая ночь» (1978)
«Маленькая княгиня» с трагической судьбой. Еще будучи студенткой Вертинская сыграла Лизу Болконскую в оскароносной киноэпопее
режиссера Сергея Бондарчука
«Война и мир»
: «Снимаясь в «Войне и мире», я поняла, что можно, не играя трагедии, создать образ трагического звучания». Картина снималась в 1966 году, у Анастасии Вертинской и Никиты Михалкова в этом же году родился сын Степан.

Оливия

«Меня тянуло на характерные роли», — говорила Вертинская. Воплощением этой мечты стало участие в постановке «Двенадцатая ночь» главного режиссера Шеффилдского театра Питера Джеймса. Будучи уже актрисой театра «Современник»
, именно в этом спектакле она предстала в амплуа отнюдь не в привычном лирической героини, а проявила свой комедийный дар.

Мона

Экранизация пьесы
румынского драматурга Михаила Себастьяна ждала своего часа годы, хотя на съемки фильма потребовался лишь месяц. В главной мужской роли Михаил Козаков
изначально намеревался снимать Олега Даля
, но к моменту съемок был утвержден Игорь Косталевский
. В роли Моны режиссер изначально видел Анастасию Вертинскую и позволил актрисе самой создать этот образ. «Больше всего… люблю Мону, потому что она пришлась на мой зрелый период, когда я была сформировавшейся актрисой, — говорила Вертинская. — …В этой роли есть всё: и лирическое начало, и драматическое, и комедийное… теперь таких ролей нет».

Другие роли

Анастасия Вертинская в роли Маргариты в художественном фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита» (1994)
Анастасия Вертинская в роли Маргариты в художественном фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита» (1994)
Анастасия Вертинская в роли Маргариты в художественном фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита» (1994)
Нина Заречная в «Чайке», Эльмира в спектакле «Тартюф»
, Елена Андреевна в «Дяде Ване», Лиза в постановке «Живой труп» и множество других ролей в Театре Вахтангова
, «Современнике», играла в Театре на Таганке
и во МХАТе
. В постановке Анатолия Эфроса
«Бури»
Вертинская сыграла сразу две роли — Просперо и Ариэля. Но судьба театральной актрисы Анастасии Вертинской сложилась не сразу — слишком яркая и аристократическая внешность, да еще и шлейф кинославы. Зрители узнавали даже в эпизодах, как в роли Фрейлины в спектакле «Голый король» в Современнике.

В 1989 году актриса вышла на сцену в роли… отца. «Мираж, или Дорога русского Пьеро» — так назывался спектакль, поставленный по собственной пьесе, написанной Вертинской по книге отца. Ушла из театра — просто «перелистнулась страница», а в кино не поступает хороших предложений. Актриса воплотила первый экранный образ булгаковской
Маргариты, была автором телевизионных программ «Золотое сечение» и «Другие берега», преподавала актерское мастерство в Оксфорде, в Комеди Франсэз и в швейцарской «Школе европейского кино», ставила Чехова
на сцене парижского театра Nanterre des Amandiers.

После развода с Никитой Михалковым замужем актриса была за Александром Градским. Но союз, который распался спустя три года, сама актриса браком не считает. «Ясно было, что мое призвание — это театр. И предлагать мне формулу «женщине главное быть женой…» — было бессмысленно».
В 1991 году Анастасия Вертинская создала и возглавила Благотворительный фонд русских актеров. Пишет новеллы, сценарии, дневники, восстанавливает творческое наследие отца, считая это дело одним из главных в своей жизни.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна