«Отцы и дети»: главное о романе
Произведения из школьной программы вызывают множество вопросов не только у школьников. Чтобы разобраться в русской классике было проще, портал «Культура.РФ» подготовил серию публикаций. В новом материале рассказываем, о чем роман «Отцы и дети» Ивана Тургенева, и анализируем книгу, образы героев и их мотивы. Читайте, что такое нигилизм, как в произведении раскрыт конфликт разных поколений и почему Евгению Базарову не везло в любви.
О чем книга?
Действие романа разворачивается весной 1859 года, за несколько лет до крестьянской реформы Александра II. Сюжет начинается с приезда студента-медика Евгения Базарова, главного героя произведения, в имение его друга Аркадия Кирсанова. Вскоре Базаров вступает в полемику со старшими Кирсановыми — братьями Николаем и Павлом. Отец Аркадия, Николай Кирсанов, любит искусство, интересуется прогрессивными идеями и влюблен в дочь своей экономки Фенечку. Его брат Павел Кирсанов — отставной военный, гордый и самоуверенный. Старших Кирсановых нельзя назвать закоренелыми консерваторами, однако их идеи слишком умеренны и старомодны для «новых людей». Их либеральные взгляды Базаров воспринимает как очень ограниченные и критикует.
Главную мысль «Отцов и детей» сам Иван Тургенев описывал драматургу Константину Случевскому так: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?»
Роман Тургенев посвятил назревшему перелому в российском обществе. В середине XIX века в стране разгорелся идеологический спор поколений и сословий — более старших дворян-либералов и молодых разночинцев-нигилистов. Это противостояние и легло в основу главного конфликта романа, стало его ведущей темой. Владимир Набоков писал: «В романе изображен нравственный конфликт между добродетельными слабовольными неудачниками 40-х гг. и новым поколением юных сильных революционеров — «нигилистов».
История создания романа
Иван Тургенев работал над романом «Отцы и дети» в 1860–1861 годах. В это время он переживал творческий кризис и даже собирался оставить литературу. Тургенев поссорился с Иваном Гончаровым, который обвинил его в плагиате, и вступил в конфликт с сотрудниками «Современника», когда в журнале случился раскол. Молодые критики — Николай Чернышевский и Николай Добролюбов — выступали за скорейшую революцию, а многие авторы, среди которых были Тургенев, Толстой и Гончаров, не были готовы к таким радикальным переменам. Поэтому «Отцов и детей» не напечатали в «Современнике». Николай Некрасов, редактор журнала, так комментировал книгу: «Вещь хорошая, но рановременно печатать». Впервые роман был опубликован в «Русском вестнике» в 1862 году.
Критика о романе «Отцы и дети»
Произведение обрело огромную популярность уже в первые дни после публикации. Критик Виктор Буренин писал: «Можно сказать с уверенностью, что со времени «Мертвых душ» Гоголя ни один из русских романов не производил такого впечатления, какое произвели «Отцы и дети» при их появлении». Отзывы о книге сразу же написали критики Дмитрий Писарев, Николай Страхов, Павел Анненков, Федор Достоевский и Лев Толстой.
Однако мнения рецензентов часто не совпадали. Сотрудник «Современника» Максим Антонович опубликовал критическую статью «Асмодей нашего времени», в которой обвинял Тургенева в идеализации «отцов» и клевете на «детей». Он писал, что «произведение… крайне неудовлетворительно в художественном отношении», похоже на «плохой и поверхностный» морально-философский трактат, а главные герои романа не напоминают живых людей.
Николай Страхов сравнивал «Отцов и детей» с творчеством Николая Гоголя: «Гоголь об своем «Ревизоре» говорил, что в нем есть одно честное лицо — смех; так точно об «Отцах и детях» можно сказать, что в них есть лицо, стоящее выше всех лиц и даже выше Базарова — жизнь». А еще он писал, что Тургенев создал вечный роман: «не прогрессивный и не ретроградный, а, так сказать, всегдашний».
Дмитрий Писарев писал о смысле романа: «Один из лучших людей старшего поколения, Тургенев, писатель честный, написавший и напечатавший «Записки охотника» задолго до уничтожения крепостного права, Тургенев, говорю я, обращается к молодому поколению и громко предлагает ему вопрос: «Что вы за люди? Я вас не понимаю, я вам не могу и не умею сочувствовать. Вот что я успел подметить. Объясните мне это явление». Таков настоящий смысл романа».
Недовольство читателей вызвали нарочито комические персонажи романа — сын богатого купца, славянофил Ситников и «эманципированная женщина» Кукшина. Они были знакомыми Базарова, но герой не воспринимал их всерьез: «Ситниковы нам необходимы. Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!..» В заключении истории Кукшина уехала в немецкий Гейдельберг. Русские студенты из этого города выразили Тургеневу протест: якобы писатель таким образом представил их поверхностными и глупыми. Петр Вайль и Александр Генис в книге «Родная речь» в 1990 году заметили, что наличие таких последователей бросает тень на самого Базарова.
Читайте также:
Что такое нигилизм
Главной причиной конфликта отцов и детей в романе становится нигилизм молодого поколения. Эта философская концепция стала популярной в России в 1850–60-х годах. Ее последователи полностью отрицали общепринятые ценности и идеалы. Владимир Набоков писал: «Базаров — представитель этого молодого поколения — воинствующий материалист, отрицающий и религию, и все этические или эстетические ценности. Он верит лишь в «лягушек», то есть в результаты собственного практического научного опыта. Он не ведает ни стыда, ни жалости. И он — активная личность по преимуществу».
Базаров убежден в том, что он входит в сообщество людей с похожими взглядами, и верит, что в будущем они будут «действовать». В романе Тургенев, впрочем, не раскрывает это сообщество. В реальности нигилисты действительно существовали и даже создавали собственные организации, например революционную «Землю и волю». Однако их число было невелико и добиться успехов в преобразовании жизни в России они тоже не смогли.
У некоторых героев романа были реальные прототипы из этой организации. Тургенев вспоминал, что образ Базарова списал с некого «доктора Д.». Литературоведы считают, что им мог быть врач Вячеслав Якушкин, член «Земли и воли».
Портреты и характеристика ключевых персонажей
Тургенев подробно описал происхождение своих героев. Критика часто называла Базарова разночинцем — так определяли людей, которые не были приписаны ни к одному из сословий, то есть не считались ни дворянами, ни купцами, ни крестьянами. На самом деле и отец, и мать героя были дворянами. Только мать происходила из старинного рода, а отец получил дворянство за службу военным лекарем. Аристократическое происхождение и гордость у Базарова соседствуют с разночинным складом ума и близостью к «новым людям», передовой молодежи. Это подтверждают цитаты из романа. Герой с гордостью говорит: «Мой дед землю пахал».
Кирсановы — представители старого дворянства. Дед Аркадия был генералом во время Отечественной войны 1812 года. А еще они очень состоятельны, и имение Кирсановых куда обширнее дома Базаровых. Внутренний мир «отцов» занимает Тургенева не меньше, чем склад ума «детей». А действия персонажей обусловлены не только их взглядами, но и биографией.
Так, Николай Петрович — помещик, который искренне пытается улучшить жизнь своих крестьян, добрый и благородный. Он лоялен к молодежи. А его брат Павел Петрович, выпускник пажеского корпуса, пережил любовную драму и чувствует «разрывающую и горькую досаду». Он принципиальнее, резче в словах. Именно поэтому между ним и Базаровым происходит дуэль. Споры героев со временем перерастают в ненависть друг к другу. А формальным поводом служит недопустимое поведение Базарова по отношению к Фенечке: студент целует возлюбленную Николая Петровича, а Павла Петровича такой поступок возмущает.
В законах Российской империи XIX века такие поединки были запрещены, но по неофициальному кодексу дуэль могла состояться только между людьми равного происхождения. Поэтому некоторые литературоведы считают, что, когда Павел Петрович вызывает Базарова на дуэль, он признает студента равным себе.
В губернском городе Базаров встречается с вдовой Анной Одинцовой из имения Никольское, прототипом которой стала фаворитка Александра II Александра Альбединская, и влюбляется в нее. Однако Одинцова отвергает его. Для героини собственное душевное равновесие оказывается важнее чувств: «Нет, — решила она наконец, — бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете».
Аркадий Кирсанов оказался успешнее в любви. Сестра Одинцовой, Катя, становится его женой. Она сравнивает Базарова с хищниками: «Он хищный, а мы с вами ручные». Так Тургенев намекает, что счастливее в жизни становятся люди прогрессивные и умные, но не те, кто отличается крайностью суждений.
В конце романа Базаров умирает от случайного пореза во время вскрытия жертвы тифа. Последними словами героя становится фраза: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» Вайль и Генис писали, что Базарова убила «не царапина, а сама природа», поскольку он пытался вторгнуться в традиционный порядок жизни, изменить его — и потерпел неудачу. А критик Дмитрий Писарев полагал, что герой принял смерть мужественно, героически — так Тургенев, по его мнению, возвеличил своего персонажа.
Связь с другими романами
Александр Ауэр и другие филологи считают, что романы Тургенева являются частью одного цикла об обществе и переменах в нем. Главным героем каждого произведения становился человек, который хотел изменить уклад жизни в России, но так и не добился этого. Таким был не только Евгений Базаров в «Отцах и детях», но и Федор Лаврецкий из «Дворянского гнезда», Дмитрий Инсаров из «Накануне», Дмитрий Рудин из «Рудина». Всех этих героев объединяют еще и неудачи в любви.
Через год после выхода в печать «Отцов и детей», в 1863-м, был опубликован роман «Что делать?» Николая Чернышевского. В нем вновь зазвучала проблема «нового человека». Произведение стало ответом «Отцам и детям» и было напечатано в «Современнике». Своего «нового человека» — Рахметова, одного из главных героев повествования, — Чернышевский идеализировал. Как писали Вайль и Генис, он превратил персонажа в пророка, слишком аскетичного и непогрешимого, а потому — нереалистичного. А еще судьба Рахметова, в отличие от Базарова, была оптимистична: Чернышевский верил, что его идеи обязательно осуществятся.
Автор: Анастасия Войко