«Недоросль» Дениса Фонвизина: главное о пьесе

Александр Пушкин
назвал комедию Дениса Фонвизина
«единственным памятником народной сатиры», а Виссарион Белинский
 — «драгоценной летописью общественности того времени». А на ее премьере зрители, по легенде, бросали на сцену кошельки. Читайте в нашем материале, кто такие недоросли, почему многие дворяне не умели читать и писать и зачем нужен герой-резонер.

“Все взято живьем с природы”: о чем произведение Фонвизина

Василий Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом. 1866. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Борис Кустодиев. В старом Суздале. 1914. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Павел Федотов. Сватовство майора. 1848. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Вторую половину XVIII века историки называют эпохой Просвещения. Императоры — особенно Петр I, Елизавета Петровна
и Екатерина II
 — развивали в стране науку и искусство. В это время в России открылись первые университеты, публичные библиотеки, театры и музеи. При Петре I появились Академия наук и газета «Ведомости»
, при Елизавете Петровне — Московский универ­ситет и Акаде­мия художеств
. А Екатерина II основала Императорскую Публичную библиотеку (сейчас — Российская национальная библиотека
) и Эрмитаж
. Еще императрица переписывалась с французскими просветителями Вольтером и Дени Дидро. Многие россияне ездили за границу и получали там образование. Например, Михаил Ломоносов
учился в Марбургском университете, а Александр Радищев
 — в Лейпцигском.
При этом Екатерина II не ограничивала привилегии аристократии
и даже напротив: освободила дворян от обязательной службы, телесных наказаний и налогов, закрепила их право на крепостных и поддерживала тех, кто развивал науку и искусство. Однако многие представители высшего общества продолжали жить за счет крестьян и зачастую были с ними жестоки, безвыездно находились в своих имениях, не интересовались жизнью страны и не стремились получить хоть какое-то образование. Некоторые даже не учились читать и писать.

Денис Фонвизин
в своей комедии высмеивал именно этот пласт дворян, их быт и нравы. Хоть в Российской Империи и проходили реформы, уклад жизни во многих губерниях совсем не изменился. Николай Гоголь
писал о пьесе: «Комедия Фонвизина поражает огрубелое зверство человека, происшедшее от долгого бесчувственного, непотрясаемого застоя в отдалённых углах и захолустьях России… <…> Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знаньем души…»

Когда Денис Фонвизин написал «Недоросля» и как приняли пьесу

Арман-Шарль Карафф. Портрет драматурга Дениса Фонвизина. 1784–1785. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук, Санкт-Петербург
Неизвестный художник. Иван Дмитревский в роли Стародума в спектакле «Недоросль». 1780-е. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Неизвестный художник. Портрет генерал-фельдмаршала светлейшего князя Григория Потемкина-Таврического. Не ранее 1789. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Идея пьесы появилась у Фонвизина после того, как он побывал во Франции в конце 1770-х годов. Здесь он изучал юриспруденцию и философию, посещал званые вечера, общался с послом США во Франции, будущим президентом Бенджамином Франклином. Историк Владимир Моряков писал об этой поездке:
«Он увидел страну, которая образованным русским людям казалась идеалом, где, как предполагалось, вся жизнь была основана на «законах разума». При столкновении с французской действительностью последней трети XVIII в. Фонвизин увидел, что Франция во многом далека от этого, и там нет счастья народа, процветания государства. И в России русские люди могут наслаждаться счастьем, делает он вывод, но для того надо найти пути, идя по которым Россию можно сделать счастливой страной. После европейского вояжа Фонвизин ищет эти пути, обосновывает механизмы движения по ним. Делает он это в созданных после поездки произведениях — «Недоросль»
и в написанном вместе с Н.И. Паниным «Рассуждении о непременных государственных законах».
Пьесу
автор начал писать в конце 1778 года. Работа над произведением заняла более трех лет. В 1782 году Фонвизин предложил комедию московским и петербургским театрам. Однако сначала «Недоросля» не пропустили на сцену цензоры: ведь писатель критиковал дворян и их традиционное воспитание, а еще описывал чиновника, который продвигался по службе благодаря лести и выслуживанию. Один из второстепенных героев пьесы получал чины именно таким образом.

В то же время, по мнению критика Семена Брилианта, в «Недоросле» Фонвизин высказал «мысль о спасительном величии власти». Так в пьесе появился справедливый и честный чиновник Правдин. Брилиант писал: «Добрый гений в лице Правдина, правительственного комиссара, является на защиту угнетенной невинности. Эта сторона комедии, прославлявшая руководящую идею царствования Екатерины — идею просвещенного деспотизма…»
В итоге разрешение на постановку Денис Фонвизин получил лично от Екатерины II. Первым спектакль поставил Иван Дмитриевский в Вольном Российском театре в Петербурге. Премьера прошла 24 сентября 1782 года. В прессе писали, что публике так понравился «Недоросль», что зрители бросали на сцену кошельки. По легенде, на премьере присутствовал даже князь Григорий Потемкин
, фаворит
Екатерины II. Фонвизину он якобы сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». По другой версии, эта фраза принадлежала поэту Гавриилу Державину
.
В том же году пьесу ставили в театре Майкла Медокса и в любительских театрах. А затем комедия вышла отдельным изданием.

Главные герои и сюжет пьесы “Недоросль”

Евгений Суматохин. Иллюстрация к комедии Дениса Фонвизина «Недоросль». 1970-е. Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова, Москва
Евгений Суматохин. Иллюстрация к комедии Дениса Фонвизина «Недоросль». 1970-е. Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова, Москва
Евгений Суматохин. Иллюстрация к комедии Дениса Фонвизина «Недоросль». 1970-е. Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова, Москва
Комедия создана в традициях классицизма. Для этого направления характерно четкое разделение героев на положительных и отрицательных, без противоречивых черт. Для персонажей — всего их в книге 15 — Фонвизин придумал так называемые “говорящие” фамилии: Простаков, Скотинин, Стародум, Правдин, Вральман. Сам «недоросль», молодой дворянин без образования, получил имя Митрофанушка
, в переводе с греческого — «проявление матери». Так писатель подчеркнул, что юноша очень похож на свою мать — госпожу Простакову — и к тому же перенял многие ее привычки. А вот имя честной и доброй дворянки Софьи означало «мудрость». Она была ровесницей Митрофанушки, но в отличие от него — умной и образованной.
Действие комедии происходило в имении Простаковых. Госпожа Простакова слыла жестокой помещицей и к тому же контролировала каждый шаг домочадцев. Ее муж пытался во всем угодить супруге. Их сын Митрофанушка рос капризным и избалованным, любил вкусно поесть и поразвлечься. Он получал домашнее образование, но относился к занятиям с неприязнью. Митрофанушке принадлежала фраза, которая позже стала фразеологизмом: «Не хочу учиться, хочу жениться!»
По сюжету, осиротевшая Софья поселилась у Простаковых, которые взялись «надзирать за ее имением, как за своим собственным». Однако девушку в семье не уважали, пока она не стала богатой наследницей: ей завещал свое состояние дядя Стародум, честный чиновник старой закалки. На момент действия пьесы он вернулся из Сибири
, где трудился долгие годы после того, как оставил столицу. Простакова, как только узнала о его богатстве, решила женить на Софье сына Митрофанушку.
На жестокость Простаковых и их издевательства над крепостными соседи жаловались властям. Так в имение приехали чиновник Правдин, который расследовал преступление, и молодой офицер Милон, возлюбленный Софьи. Стародум вскоре благословил Софью и Милона, а Правдин наказал Простакову за жестокое обращение с крестьянами.
Фонвизин подробнее описал отрицательных персонажей, их нелицеприятные черты характера и пороки, к которым они склонны. А положительные герои выступили в пьесе резонерами — они отражали размышления самого автора. Одним из них, например, был Стародум.
«Положительные герои «Недоросля», резонеры — схематичны, они мало индивидуализированы. Однако в репликах резонеров мы слышим голос наиболее передовых людей XVIII века. В резонерах и добродетельных людях слышится для нас голос умных и благонамеренных людей того времени, — их понятия и образ мыслей»
Александр Кокорев, филолог

Кто такой недоросль

Иван Репин. Приготовление к экзамену. 1864. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Павел Федотов. Завтрак аристократа. 1849-1850. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Константин Сомов. Зима. Каток. 1915. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В XVIII веке у слова недоросль не было отрицательного значения — так называли дворянских детей, которые еще не получили документов об образовании. Термин появился в эпоху Петра I. В 1714 году царь повелел всем дворянам служить — в армии или гражданских учреждениях. А для этого, тоже по новым законам, нужно было получить образование. Однако многим удавалось обойти правила.
В 1762 году Петр III издал «Манифест о вольности дворянства» и освободил знать от обязательной службы. Об этом указе в пьесе вспомнила Простакова: «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен: да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?»
Госпожа Простакова и ее брат Скотинин не умели даже писать и читать. Однако Митрофанушке родители все же решили дать образование
: потому что «ныне век другой». Во второй половине XVIII века почти все дворяне нанимали детям хороших учителей. Однако Простаковы сэкономили: арифметику их сыну преподавал отставной солдат Цыфиркин, а церковнославянский и русский
языки — бывший ученик семинарии, который оставил учебу, потому что «убояся бездны премудрости». Немец Вральман представился Простаковым ученым, а на самом деле раньше служил у Стародума кучером. Он должен был обучать Митрофанушку «по-французски и всем наукам» — предметам, которых и сам не знал. Благодаря комедии за словом «недоросль» закрепилось еще одно значение — определение глупого, малообразованного человека.
Митрофанушке в пьесе противопоставлены представители его же поколения — Софья и Милон. На их образование во многом повлиял дядя героини Стародум. Филолог Александр Кокорев писал:
«Стародум по политическим и нравственным идеалам — человек Петровской эпохи, которая противопоставлена в комедии в качестве положительного идеала эпохе Екатерины. <…> Противник тирании, невежества, праздности и крепостничества, олицетворением которых являются Простаковы, Стародум выступает в роли наставника и воспитателя по отношению к молодым положительным героям комедии — Софье и Милону. В качестве его союзника в борьбе с бесконтрольностью и всевластием диких и невежественных помещиков-крепостников в комедии выступает Правдин, берущий от имени правительства под опеку имение Простаковой за нарушение ею элементарных норм человеческой нравственности в отношениях с крепостными. При этом Фонвизин опирается на показные, формальные нормы екатерининского законодательства, вдохновленные идеями просветителей и не применявшиеся на практике».

Денис Фонвизин — оппонент императрицы

Александр Рослин. Портрет графа Никиты Панина. 1777. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
Журнал «Собеседник любителей российского слова». 1784. Фотография: <a href="https://commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9_%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0.jpg" target="_blank" rel="noopener">Wikimedia Commons</a> / <a href="https://creativecommons.org/publicdomain/mark/1.0/deed.ru" target="_blank" rel="noopener">Public Domain</a>
Федор Рокотов. Портрет императрицы Екатерины II. 1763. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1780-е годы Денис Фонвизин попал в немилость Екатерины II. В журнале «Собеседник любителей русского слова» императрица напечатала фельетоны «Были и небылицы» о жизни в России. В том же издании Фонвизин опубликовал перечень злободневных вопросов к этому тексту: «Отчего у нас не стыдно не делать ничего? <…> Отчего известные и явные бездельники принимаются везде равно с честными людьми? <…> Отчего в век законодательный никто в сей части не помышляет отличиться? <…> Отчего в прежние времена шуты, шпыни и балагуры чинов не имели, а ныне имеют, и весьма большие?». В журнале вышли и ответы Екатерины II: «Сей вопрос родился от свободоязычия».
В это же время Фонвизин вместе с графом Никитой Паниным, воспитателем цесаревича Павла Петровича (будущий император Павел I — Прим. ред.) разработал проект конституции. С ее помощью авторы собирались ограничить самодержавие в стране и передать власть выборным органам. Племянник писателя, декабрист
Михаил Фонвизин вспоминал, что они даже планировали заговор и хотели свергнуть Екатерину II. До наших дней сохранилось только предисловие к конституции — «Рассуждения о непременных государственных законах» Дениса Фонвизина. О проекте узнала императрица. Она не стала судить Фонвизина и Панина и отправлять их в Сибирь, но с тех пор писателя перестали публиковать.
Пьеса «Недоросль» сильно повлияла на русскую сатирическую литературу XIX века. Литературоведы Кирилл Пигарев и Георгий Фридлендер писали: «В комедии Фонвизина есть и гротеск, и сатирический комизм, и фарсовое начало, и очень много серьезного, такого, что заставляет зрителя задумываться. Всем этим «Недоросль» оказал сильнейшее воздействие на развитие русской национальной драматургии». Имена героев стали нарицательными. Митрофанушками называли плохо учившихся детей, Вральманами — выдумщиков. А в «Евгении Онегине»
Александра Пушкина
на бал
у Лариных пришла «Скотининых чета седая».

Автор: Анастасия Войко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна