«Они не пройдут мимо «Окон ТАСС»: плакаты Великой Отечественной войны
Еще в Гражданскую войну в СССР стали издавать «Окна сатиры РОСТА» — плакаты с яркими иллюстрациями и короткими емкими стихами «на злобу дня». Они призывали быть на стороне советской власти и высмеивали противников нового режима. К идее такой агитации журналисты и художники вернулись в первые часы Великой Отечественной войны — как к средству, которое поддержит советских граждан в борьбе с врагом. Читайте, как в СССР появились плакаты с сатирой на немцев и мотивационными лозунгами.
«Окна сатиры РОСТА»: острая сатира времен Гражданской войны
Агитационные плакаты «Окна сатиры РОСТА», или «Окна РОСТА», издавало Российское телеграфное агентство (РОСТА) в 1919–1922 годах, в разгар Гражданской войны. Авторы высмеивали врагов советской власти и иллюстрировали новые законы: художники рисовали карикатуры, а поэты писали под ними забавные стихи.
Это телеграфные вести, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные на частушки, это новая форма, выведенная непосредственно жизнью, это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек.
Владимир Маяковский
Первый плакат вышел осенью 1919 года. Карикатуру для него нарисовал художник Михаил Черемных, а стихи написал поэт Николай Иванов-Грамен. Свою работу авторы посвятили сразу двум темам: наступлению на Москву белогвардейца Антона Деникина и венгерскому коммунистическому движению. Плакат вывесили в витрине бывшего магазина кондитерской фабрики «Абрикосов и сыновья» на Тверской улице. Первые «Окна сатиры РОСТА» создавали вручную, и копий у них не было, поэтому работа Черемных и Иванова-Грамена не сохранилась.
Уже в конце 1919 года плакаты вывешивали в окнах девяти московских магазинов. А через несколько месяцев их начали тиражировать — по 300 штук каждого экземпляра. Плакаты перерисовывали от руки или копировали с помощью специальных трафаретов из картона или промасленной бумаги. Чаще плакаты той эпохи напоминали лубки. Для них было характерно простое изображение без лишних деталей, как на плакатах Владимира Маяковского «Мы на вершину вылезли из буржуазной ночи!», «Вопрос об электрификации», «На польский фронт. Под винтовку! Мигом!». Рабочих, крестьян, красноармейцев всегда рисовали красным цветом, толпу — в виде черного пятна.
Вскоре у РОСТА появились филиалы — более чем в 50 городах страны. Сюжеты, иллюстрации и тексты придумывали Владимир Маяковский, Дмитрий Моор, Владимир Лебедев, Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Павел Соколов-Скаля, Иван Малютин и многие другие. Плакаты печатали до 1921 года. Писатель Виктор Шкловский вспоминал: «Окна РОСТА» правильно существовали и кончились тогда, когда опять появились магазины. Тогда Маяковский приехал в Питер и сердился и смеялся, что в питерской РОСТе в окно вмерзли старые рисунки Владимира Лебедева с подписью Флита. Они вмерзли и извещали улицу о том, что уже изменилось. И Маяковский удивлялся, как можно было не переменить плакатов».
Всего редакция выпустила более полутора тысяч плакатов, но сохранилось только около двухсот.
«Действенное идеологическое оружие»: военные «Окна ТАСС»
Возродить «Окна РОСТА» решили во время Великой Отечественной войны. В полдень 22 июня 1941 года нарком иностранных дел Вячеслав Молотов объявил по радио, что Германия напала на СССР. А уже через несколько часов Павел Соколов-Скаля, Михаил Черемных и Николай Денисовский предложили организовать особую редакцию при Телеграфном агентстве Советского Союза — ТАСС. Так с 1925 года называли РОСТА. Начальство одобрило идею, и новая серия плакатов по аналогии с «Окнами РОСТА» получила название «Окна ТАСС».
Официально редакцию создали 24 июня. А уже через три дня на улицах Москвы расклеили первый тираж — 308 экземпляров восьми разных плакатов. Агитку под номером один создал художник Михаил Черемных. На ней он изобразил убегающих и перевязанных бинтами немцев. На плакате напечатали стихотворение, его авторами выступили поэты из литбригады «Окон ТАСС»:
Взял фашист маршрут на Прут,
Но фашиста с Прута прут.
Пытались прорваться в районе Скулени,
Мы дали им в скулы, пошло скуление.
Но фашиста с Прута прут.
Пытались прорваться в районе Скулени,
Мы дали им в скулы, пошло скуление.
Коллективно сочинили и подпись к плакату №5 «Что Гитлер хочет и что он получит», который тоже нарисовал Черемных. К концу июля художники и поэты создали уже более 100 работ с разными сюжетами.
Мастерские «Окон ТАСС» располагались на Кузнецком Мосту. В 1941–1942 годах, когда шла Битва за Москву, работать приходилось в тяжелых условиях. Авторам карикатур не хватало материалов. Растворители для красок пришлось заменить на ацетон и скипидар, при этом власти запрещали проветривать и вообще открывать окна: это нарушало маскировку. Художник Михаил Соловьев вспоминал, что сотрудников из-за отравления парами красителей постоянно увозила скорая.
Однако столичное отделение «Окон ТАСС» все равно работало бесперебойно, в три смены. Всего в редакцию входило 125 художников, 83 поэта и писателя. Над агитационными плакатами тогда трудились художники Павел Соколов-Скаля, Михаил Черемных, группа Кукрыниксы, поэты и писатели Демьян Бедный, Осип Брик, Самуил Маршак, Сергей Михалков и многие другие.
Плакаты они создавали по строгим правилам: художники могли использовать максимум 10 цветов. Подготовить к печати такие агитки нужно было всего за сутки, и редакция стремительно реагировала на новости с фронта. Центральными персонажами плакатов были советские солдаты и офицеры, жители блокадного Ленинграда, труженики тыла. Работы призывали бороться ради победы, восхваляли подвиги героев и высмеивали немцев.
А еще художники следили за вражеской пропагандой, тщательно изучали всю доступную информацию об Адольфе Гитлере, Йозефе Геббельсе, Германе Геринге и других высокопоставленных чиновниках Германии. Карикатурист Борис Ефимов вспоминал: «Я где-то вычитал, что в интимном кругу гитлеровской верхушки Геббельс носил кличку «Микки Маус» по имени известного мультипликационного мышонка. Такое уподобление мне понравилось, и я стал изображать «мастера большой лжи» в соответствующем облике».
Группа Кукрыниксы — художники Михаил Куприянов, Николай Соколов, Порфирий Крылов — создавала для «Окон ТАСС» злободневные карикатуры. Например, на плакате №899 «На приеме у бесноватого главнокомандующего» они изобразили Гитлера в странной позе: головой на стуле, ногами на столе. Подпись к карикатуре придумал Осип Брик: «Генерал с Восточного фронта: «Что нам теперь делать, фюрер?» Фюрер: «Подождите! Дайте мне собраться с мыслями».
Плакаты «Окон ТАСС» во время войны были действенным идеологическим оружием. Их можно было увидеть не только на броне танков или на фюзеляже самолета. Например, такие плакаты, как «На приеме у бесноватого фюрера» художников Кукрыниксы, приводили нацистов в бешенство. Особенно усердствовали в разжигании этого чувства среди оккупантов партизаны. В Харькове партизаны полностью заклеили «Окнами ТАСС» здание местного гестапо. Нет нужды объяснять, что испытывали фашисты, увидев поутру столько едко-сатирических антинацистских плакатов. <…> Бессильная злоба немцев к «Окнам ТАСС» была столь велика, что Геббельс угрожал лично «вздернуть на виселицу всех, кто работает в «Окнаx ТАСС» сразу же после взятия немецкими войсками Москвы.
Литературовед Лариса Колесникова
«Окна ТАСС» быстро стали популярными. Плакаты отправляли на зарубежные выставки, печатали с них открытки. Кроме Москвы, они выходили во многих городах СССР, в том числе в Свердловске (сейчас — Екатеринбург), Мурманске, Хабаровске, Саратове. Печатались даже фронтовые плакаты. Они были небольшими — всего 20 на 30 сантиметров. А еще текст на таких плакатах старались упрощать: их сбрасывали с самолетов в партизанские края, и простые лозунги могли понять даже те жители удаленных советских деревень и хуторов, которые не получили хорошего образования.
«Окна ТАСС» переводили и на немецкий. Их закидывали на линию фронта в формате листовок: как писала Лариса Колесникова, агитки призывали противника сдаваться в плен.
Читайте также:
Плакаты блокадного Ленинграда
Плакаты выпускали и в Ленинграде — даже во время блокады. Здесь редакция «Окон ТАСС» подготовила первую работу уже 23 июня 1941 года. На ней неизвестный художник изобразил советского военного, который протыкает штыком змею — олицетворение нацистской Германии. Работа не сохранилась: у плаката ручной работы копий не было. Зато уцелела вторая агитка «Напал гад на наш сад. Что надо? Убить гада!», ее создали график Виктор Слыщенко и редактор Георгий Кофман.
Вывесили плакат в окнах бывшего Елисеевского магазина, в те годы — гастронома №1. Именно его широкая витрина стала главным стендом для ленинградских «Окон ТАСС». А всего агитки размещали более чем в ста местах: в других магазинах, на заборах и просто на стенах домов.
Для витрины Елисеевского магазина придумали особую композицию: по центру вешали объявления от новостного агентства «Совинформбюро», по бокам от них — два плаката. Один из них всегда был карикатурой на немцев, а второй прославлял подвиги советской армии. Под плакатами размещали другие карикатуры, поменьше, и фотографии фронтовых корреспондентов. Стенды обновляли три раза в месяц, но иногда выпускали молнии — оперативные плакаты в честь важных событий. Первое время тиражировали такие работы вручную, с этим помогали студенты Академии художеств.
В основную редакцию ленинградских «Окон ТАСС» сначала входило всего пять художников: Моисей Ваксер, Виктор Слыщенко, Петр Горбунов, Николай Игнатьев и Виктор Григорьев. Иногда плакаты создавали и другие авторы, в том числе Владимир Гальба, Николай Кочергин, Леонид Торич. А лозунги и злободневные стихи писали ленинградские поэты. Например, Ольга Берггольц придумала для «Окон ТАСС» серию плакатов о тете Даше. По сюжету жительница города с крыш домов следила за обстрелами города и искала упавшие бомбы.
Однако первый состав ленинградской редакции быстро распался: кто-то не мог ходить на работу из-за болезни, кого-то эвакуировали, а кто-то отправился добровольцем на фронт. В начале 1942 года работать над плакатами остались только Виктор Слыщенко и Моисей Ваксер. Слыщенко записал в своем дневнике: «По дороге в ТАСС мне стало немножечко не по себе. Незнакомая женщина помогла, пригласила «на студень». И вот я в чужой, незнакомой семье… Времянка топится экономно, поэтому в комнате морозно. Все закутаны, как и подобает истым ленинградцам в эту распроклятую зиму. Окна, двери — все позатыкано тряпьем. А на столе — чистая скатерть, чистая нарядная посуда. Как принято, положены вилки, ложки. <…> Студень, конечно, из столярного клея, но с лавровым листом, с перчиком. Вкуснота».
Вскоре Слыщенко и Ваксер перестали покидать редакцию. Из-за голода у художников не было сил, чтобы дойти до дома. Однако они продолжили работать над плакатами — последний сдали в январе 1942 года. Слыщенко вспоминал: «Моисей очень плох… Скелет, обтянутый кожей. И какой-то совсем серый…» В ночь с 3 на 4 февраля Ваксер умер. А тяжелобольного Слыщенко вскоре эвакуировали из Ленинграда по Дороге жизни. Из-за этого в феврале «Окна ТАСС» в городе так и не вышли: создавать их было некому.
Возродить редакцию поручили Василию Селиванову. Больше года он работал над плакатами в одиночку: сам рисовал, договаривался с поэтами, сам печатал и развешивал. Чтобы все успевать, Селиванов работал без выходных, спал по четыре часа и почти не покидал редакцию.
Художественные материалы в те годы были в дефиците: черную краску приходилось заменять сажей. Бумаги тоже не хватало — использовали старые газеты и обои. Весной 1943 года Селиванову наконец-то нашли помощника — Петра Магнушевского, а затем к ним присоединился Сергей Панкратов.
Сюжеты ленинградских «Окон ТАСС» отличались от других плакатов этой серии. Здесь художники первыми начали изображать больных и изможденных детей и погибших горожан. Когда в январе 1944 года блокада Ленинграда была снята, изменилась и тематика плакатов. Теперь «Окна ТАСС» призывали восстанавливать разрушенный город.
Московская редакция военно-оборонного плаката в ТАСС просуществовала до декабря 1946 года. А вот ленинградское отделение закрылось только спустя четыре года. Председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин писал о серии: «Когда люди будут изучать эпоху Отечественной войны, они не пройдут мимо «Окон ТАСС». И серьезный историк, и будущий художник, касаясь эпохи Отечественной войны, обратятся к этому материалу». Сегодня «Окна ТАСС» хранятся в российских музеях, архивах и библиотеках. А в 2013 году их изображения показывали на экранах Новосибирского метрополитена.
Автор: Анастасия Войко