5 экспонатов Хабаровского краевого музея

Первые экспонаты в коллекции Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова
появились в 1894 году. Собрание знакомит с культурой коренных народов Приамурья: нанайцев, ульчи, орочи, негидальцев
, удэгейцев, нивхи, эвенов и эвен. В экспозиции можно увидеть скелеты животных, следы растений, карты, национальную одежду, символы и обереги. О культуре народов Приамурья порталу «Культура.РФ» рассказала заведующая отделом этнографии Галина Титорева.

Сэвэны

Скульптурные воплощения духов, так называемые сэвэны, изготавливают чаще всего из дерева. Также встречаются сэвэны из болотной кочки, соломы, рыбьей кожи и металла, как, например, личный нагрудный сэвэн шаманки Екатерины Оберталиной. Всего в этнографической коллекции Хабаровского краевого музея около 400 сэвэнов. На выставке представлены 18 образцов, похожих на человека, остальные изображают тигра, медведя, черепаху, кабана. Размер каждой такой скульптуры колеблется от трех-четырех сантиметров (их носят на шее или в сумке) до двух метров, как например сэвэн Мангни — охранитель дома шамана.

«Летающий тигр»

Редкий сэвэн в коллекции шаманских принадлежностей — «летающий тигр», как его называют сотрудники музея. В 1984 году во время военной экспедиции в районе реки Бикин, в месте проживания удэгейцев, поручик Кузьмин привез сэвэн Дым-Яго-Тыэнку. В архиве музея сохранилось пояснение известного востоковеда Владимира Арсеньева к этому сэвэну: «Крылатый тигр. Сделан для шамана по его указаниям. Это изображение духа, который вселяется в шамана
при камлании. На спине тигра — Модули (Бог моря). Тигр может летать, как птица, и плавать, как рыба. Две змеи на щеках его увеличивают силу челюстей, снабженных большими клыками. Под крыльями около передних лап есть круги — «толи» (зеркала. — Прим. автора). Хвост тигра оканчивается человеческой головой. Это «Яга» — самый страшный тигр, единственный на небе и земле»
. Подобных экспонатов нет больше ни в одном музее страны.

Свадебный костюм нанайской невесты

В свадебный костюм нанайской невесты входит три халата (нижний, из рыбьей кожи — амири, из ткани — сикэ), нагрудник, штаны, воротник, ноговицы, шапка и обувь. Все детали костюма подчеркивают принадлежность к образу Дракона, который охранял невесту в сложный период. Среди украшений — три пары сережек с нефритом, сэлче — нагрудное украшение с цветными эмалями, кольца, носовая серьга, а также браслеты и нефритовый диск, через который кормили детей грудью. Последние два украшения, а также специальное копье, инкрустированное серебром и латунью, представлены на выставке. Все украшения серебряные, потому что золото на Амуре не ценили. Подобного свадебного костюма нет больше ни у одного приамурского народа.

Амири

Нанайцы шили из рыбьей кожи праздничные халаты — амири, промысловую одежду и обувь, ноговицы и рукавицы. Разный вид рыб давал разный цвет и фактуру изделия. Особенно ценилась белая кожа сома, сазана, амура. На один халат уходило около 20–30 шкурок рыб. Кусочки кожи сшивали нитками из той же кожи. На спине вышивали орнамент, изображающий три мира: верхний — небо, средний — землю, нижний — подземный мир, мир мертвых. В орнаменте, как правило, всегда использовали изображения птиц и дракона. Краску для орнаментов делали из природного пигмента, например отвара коры, порошка из камней, золы, лепестков цветов или ягод, смешанных с кетовой икрой.

Ковер

Ковры появились в культуре коренных народов Приамурья лишь в конце XIX века. На выставке представлены те, что были изготовлены с середины XX века по начало XXI: большие текстильные ковры, меховые, в том числе из птичьих шкурок, и коврики-салфетки. На создание одного такого ковра уходит не меньше года. Все они декорированы аппликацией с ручной вышивкой по срезу. Большинство из ковров выставки принадлежит членам Союза художников России, известным на Амуре ульчанке Очу Росугбу, нанайкам Чикуэ Киле и Марии Бельды.
На выставке можно увидеть и другие шаманские предметы — халат удэгейского шамана, эвенскую шапку, нагрудник для сохранения голоса шамана, футляр для хранения шаманских принадлежностей и маску шамана для обряда проводов души умершего в потусторонний мир Буни.
Фотографии предоставлены сотрудниками Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова.
Автор: Ирина Малахова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна