5 экспонатов Государственного музея Востока
К 100-летию Государственного музея Востока здесь работала выставка «Восток. Другая красота». Экспозицию посвятили женщине в традиционной культуре и пониманию канонов женской красоты. Зрители увидели более 400 экспонатов из разных уголков мира, среди которых украшения, одежда, обувь, предметы быта. О самых ценных из них порталу «Культура.РФ» рассказала куратор выставки, заведующая отделом искусства стран Ближнего и Среднего Востока, Южной Азии и Центральной Азии Евгения Карлова.
Туфли для бинтованных ног
Китай, XIX век
Около X века в Китае возник обычай бинтования женских ног, который продержался вплоть до начала XX века. Ступни нормального размера считались едва ли не уродством. Девушка, ноги которой были недостаточно малы, могла даже не выйти замуж.
Бинтование начиналось в возрасте с 3 до 12 лет. Обычно длина бинтованной ступни была около 13 см. Бывали случаи, когда ее длина составляла всего лишь 7 см. Женщина не могла выходить за пределы дома, поэтому ее носили в паланкине, или возили на специальной тележке, или хозяйку носила на спине служанка. Взрослые женщины на протяжении всей жизни бинтовали ступню с помощью длинной шелковой или хлопковой ленты, а сверху надевали миниатюрную туфельку. Часто на лодыжку повязывали тканое украшение — сику. Формой оно напоминало перевернутую воронку, которая прикрывала большую часть туфельки или вовсе скрывала ее.
В экспонате Музея Востока красная атласная ткань туфелек вышита шелковой гладью с цветами лотоса. Белая тесьма украшена тканым узором в виде бабочек — одним из наиболее распространенных благопожелательных символов в Китае.
Две девушки за туалетом
Индия, XVIII век
На миниатюре представлены наики — прекрасные, но безымянные девушки, которых изображают на всех видах индийской живописи. Действие происходит на женской половине дворца, потому что одна из девушек изображена с непокрытой головой. На девушках традиционные украшения замужней женщины: базубанд — браслеты на запястьях и предплечьях, серьги в мочках и в раковинах ушей, маанг тикка — специальное украшение для пробора, которое спускается на лоб и закрепляется по сторонам от лица по линии волос, а также натх — кольцо в носу.
Одеты наики в типичный для Северной Индии наряд лехенга-чоли. Чоли — короткая обтягивающая блузка, которая прикрывает грудь, оставляет живот открытым, но закрывает плечи, а лехенга — широкая яркая юбка. Важная часть костюма — широкий легкий шарф дупатта, которым прикрывают голову.
Накосные подвески гоша-асык
Туркмения, начало XX века
В старину женщины Туркмении заплетали свои волосы в косы. До замужества они носили четыре косички, две из которых свисали спереди, а две — на спину. В них вплетали косоплетки — длинные черные хлопчатобумажные нити с цветными бусинами, серебряными маленькими куполками и бубенчиками на концах.
Читайте также:
Перед свадьбой девичьи шапочки заменяли на женский головной убор, украшенный изделиями из серебра, а косички переплетали в две косы. На каждую из них вешали серебряные парные подвески, а концы кос соединяли асыком (от туркм. «висящий») — накосной подвеской в виде сердца. Как правило, это делала родственница жениха.Такие украшения, были не только деталями декора костюма, но и оберегами. Они охраняли женщину от болезней и сглаза, особенно до и во время беременности.
Размер асыка был от 7 до 30 см в высоту и от 5 до 20 см в ширину. Украшение делали из серебра, декорировали золоченым орнаментом, инкрустировали вставками сердолика. Асык носили практически все этнические группы туркмен. Самые крупные пластины изготавливали ювелиры племени йомуд, самые маленькие — племени теке. Гоша-асык — это разновидность асыка; она представляет собой серебряную пластину из сдвоенных сердец, между которыми в нижней части прячется маленькое сердечко. Гоша-асык символизирует семью — мать, отца и ребенка в центре.
Амулетницы гуу
Буряты, XIX — начало ХХ века
Амулетницы гуу — атрибут и украшение верующих женщин Бурятии. Эти изделия были разнообразными по форме — от квадратных до прямоугольных, с овальным верхним краем и богатыми по декору и технике исполнения. Часто амулетницы привозили из Тибета и Монголии.
Застежка шнура тибетской подвески цилиндрической формы с рельефными слогами мантры «Ом мани падмэ хум», на котором висит амулет, изготовлена из монеты Австро-Венгрии 1894 года. Распространенными также были киоты, где под стекло помещали изображения разных персонажей буддийского пантеона.
Внутрь амулетниц вкладывали тексты молитв, лоскуты одежды лам и другие священные предметы. Эти украшения носили на груди или на широкой ленте, перекинутой через правое плечо, — орхимджи. Дополнительным оберегом на одежде бурят хоринских родов были наплечные украшения — мурэнгэй гуу. Они имели круглую или квадратную форму с небольшим «шпилем» — бусиной посередине и колечками, за которые их пришивали к плечам. Мурэнгэй гуу из музейной коллекции изображает извивающиеся тела парных драконов и три горы.
Рельеф с изображением небесной девы
Камбоджа, XII–XIII века
На рельефе изображена божественная дева тевода. Эти божества олицетворяли природные силы, охраняли стороны света, местности и поселения. В ангкорский период (IX–XIV века) в Камбодже фигуры небесных красавиц, высеченные из камня, украшали культовые сооружения. Часть из них изображают апсар — небесных танцовщиц царства Индры, призванных развлекать богов танцами и музыкой.
В знаменитом храме Ангкор-Ват исследователи нашли около 1800 фигур тевода, а в храме Байон — более 6000 изображений танцующих апсар. Каменные изваяния прелестных дев на протяжении многих веков служили идеалом красоты для камбоджийских женщин.
Фотографии предоставлены сотрудниками Государственного музея Востока
Беседовала Ирина Малахова
Смотрите также