150 лет Историческому музею: 5 интересных экспонатов

9 февраля 1872 года император Александр II подписал указ о создании музея исторических ценностей. Этот день считается днем рождения Государственного исторического музея — несмотря на то, что само торжественное открытие состоялось лишь спустя десять лет. Эксперты ГИМа рассказали порталу «Культура.РФ» о предметах из 150-летнего собрания, которые могут остаться незамеченными на фоне более масштабных и впечатляющих экспонатов, но на самом деле связаны с удивительными историями и важными событиями в истории России. Узнайте, кто придумал букву «ё» и как выглядят те самые 12 стульев, и не пропустите эти экспонаты, когда отправитесь на экскурсию в Исторический музей.

Портрет Екатерины Дашковой и история буквы «ё»

Княгиня Екатерина Дашкова была одной из самых образованных женщин своего времени, а также подругой Екатерины II и активной участницей государственного переворота 1762 года.
После вступления на престол императрица пожаловала Дашковой орден Святой Екатерины Большого креста, но вскоре охладела к приближенной. Напряжение между подругами вызывали прямолинейные манеры Дашковой и ее неприкрытое презрение к дворцовым фаворитам.
Тогда княгиня попросила позволения уехать за границу. За три года Дашкова посетила Англию, Францию, Швейцарию и Пруссию, и все иностранные дворы принимали ее с большим уважением. Литературная и научная репутация княгини обеспечили ей доступ к обществу ученых и философов в столицах Европы. Она стала членом многих научных обществ и академий, встречалась с Вольтером, Дени Дидро, Адамом Смитом, Фридрихом Великим.
После возвращения в 1782 году в Петербург отношения Дашковой с Екатериной II улучшились. В 1783 году княгиню назначили директором Петербургской академии наук. По ее предложению была учреждена Императорская Российская академия.
Главным научным предприятием Российской академии было издание «Толкового словаря русского языка». В этом коллективном труде Дашковой принадлежало собирание слов на буквы «ц», «ш», «щ» и дополнения ко многим другим буквам. На заседании Российской академии 18 ноября 1783 года Дашкова задала Гавриилу Державину, Денису Фонвизину и другим присутствующим неожиданный вопрос: почему в слове «iолка» один звук, достаточно часто употребляемый в языке, обозначен двумя буквами? И предложила новый вариант написания — «ё». Авторитет Дашковой в научной среде был непоколебим, поэтому академики возражать княгине не стали и нововведение одобрили.

Но на то, чтобы новая буква прижилась в языке, потребовалось больше десяти лет. Некоторые исследователи считают, что это было связано с неудобствами для скорописи: чтобы вывести букву «ё», необходимо было оторвать перо от бумаги.

В течение 12 лет новая буква изредка появлялась лишь в рукописях и переписках. На станке ее отпечатали впервые в 1795 году: Московская университетская типография Христиана Ридигера и Христофора Клаудия выпустила «И мои безделки» Ивана Дмитриева с написанными через «ё» словами «всё», «огонёк», «пенёк», «безсмёртна», «василёчик». Спустя год та же типография опубликовала первую книгу Николая Карамзина «Аонид» с буквой «ё» в словах «зарёю», «орёл», «мотылёк», «слёзы» и «потёк».

Бриллиантовый князь и столовый этикет

Александра Куракина, дипломата и посла России в Париже, называли «бриллиантовым князем» за любовь к пышности и роскоши. Современники рассказывали, что каждое утро камердинер подавал ему специальный альбом с кусочками материи, по которым Куракин выбирал, какой мундир он наденет и какими аксессуарами дополнит наряд.

Сохранилась история о том, как именно мундир однажды спас жизнь князя. Однажды во дворце австрийского посла в Париже разразился пожар, от высоких температур золото на одежде Куракина нагрелось, но не расплавилось и потому послужило своеобразной защитой от огня. Дипломат получил многочисленные ожоги и лишился бриллиантов на сумму 70 тысяч франков, но все же остался в живых.
Многие исследователи считают, что именно Куракин ввел принцип «русской сервировки» стола. Согласно ему, блюда подавали сразу сервированными в индивидуальных тарелках в порядке их появления в меню. До этого трапезы проводили в соответствии с «французской сервировкой» и все угощения ставили на стол сразу, в начале вечера. Но уже в середине XIX века «русская сервировка» стала популярна во всей Европе.
За то, как был накрыт императорский стол в будни и праздники, при дворе отвечала специальная часть — тафельдекерская, в штат которой входило 30 человек. В каждой императорской резиденции были оборудованы специальные комнаты, где в дубовых шкафах хранилось все необходимое для сервировки: скатерти, салфетки, столовое серебро.

Столовое серебро входило в приданое дочерей и сестер российских правителей. Так, к свадьбе младшей сестры Николая II Ксении Александровны в 1894 году заказали серебряный сервиз из 29 предметов чеканного серебра в стиле ампир, который обошелся казне в 50 тысяч рублей. Работу поручили мастерам фирмы Карла Фаберже. А в 1901 году такой же сервиз заказали на свадьбу еще одной сестры Николая II — Ольги Александровны. На его изготовление ушло 10 лет.

12 стульев от Генриха Гамбса

В знаменитом романе Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» украшения, за которыми охотился Остап Бендер, были спрятаны в стульях. В Историческом музее можно увидеть прообраз того самого гарнитура мадам Петуховой — коллекцию мебели из мастерской Генриха Гамбса.

Немец Генрих Даниэль Гамбс был учеником знаменитого мастера Давида Рёнтгена — придворного поставщика французской короны, мебель у которого заказывала и императрица Екатерина II. В 1795 году Генрих Гамбс открыл собственную мастерскую в Петербурге. В разное время его фирма создавала предметы меблировки для интерьеров Михайловского замка, Императорского Эрмитажа, Павловского дворца. С начала XIX века мебель фирмы Гамбса стала известна во всей Российской империи благодаря изысканному дизайну и высокому качеству. После смерти Генриха Гамбса дело унаследовали его сыновья, которые успешно развивали бизнес: на протяжении всего XIX века практически любую качественную и добротную мебель называли «гамбсовой».
Знаменитые гамбсовы кресла неоднократно фигурировали в русской литературе XIX века как символ домашнего уюта и стабильности. Например, в неоконченной повести Александра Пушкина «Мы проводили вечер на даче…» в них дремал герой Сорохтин, а в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети» Павел Кирсанов «сидел далеко за полночь в своем кабинете, на широком гамбсовом кресле, перед камином, в котором слабо тлел каменный уголь».

В экранизации романа «Двенадцать стульев» Леонида Гайдая на роль мебельного гарнитура выбрали стул изысканной рокальной формы, популярный в середине XIX века. В Историческом музее есть похожий стул. Его мягкая спинка заключена в гладкую округлую раму, украшенную уплощенными завитками. А чтобы стул можно было легко двигать, его ножки завершаются небольшими колесиками.

Высшая награда Российской империи и детская одежда

Императорский орден Святого апостола Андрея Первозванного считался высшей наградой Русского царства и Российской империи с 1698 по 1917 год. В 1998 году орден возродили в качестве высшей награды Российской Федерации. Как правило, его вручают иностранным лидерам и отечественным деятелям культуры.

Весной 1698 года, когда в ходе Великого посольства Петр I посетил Англию, король Вильгельм III предложил ему стать кавалером ордена Подвязки. Царь от такой чести отказался, но сама идея награждать подданных не землями с крепостными, а символическим знаком отличия ему понравилась. Так появился первый российский орден, названный в честь небесного покровителя державы. Его кавалер получал военный чин 3-го класса (эквивалент генерал-лейтенанта) и пожизненную пенсию.
Почетная награда была не только символом, но и статусным украшением. Кавалеры имели право украсить звезду ордена драгоценными камнями за свой счет. Позже повторно отличившихся орденоносцев стали награждать бриллиантовыми звездой и знаком, которые заказывали уже на средства Кабинета Его Императорского Величества.
По легенде, обычай одевать мальчиков в голубое, а девочек в розовое восходит к указу Павла I награждать великих князей при крещении Андреем Первозванным с синим крестом, а великих княжон — орденом Святой Екатерины на красной ленте. Сначала лентами этих цветов перевязывали только младенцев императорской крови, но вскоре традиция распространилась по всей стране.

Разоблачение идола

В 1872–1873 годах профессор Дмитрий Самоквасов исследовал один из самых величественных погребальных памятников языческого периода на территории России — курган Черная Могила. Эту грандиозную насыпь высотой около 10 метров на территории современного города Чернигова можно найти и в наши дни. В кургане были похоронены три человека — взрослый мужчина, юноша и женщина. Остатки погребального костра, над которым был насыпан курган, содержали разнообразную утварь, украшения и оружие — все, что по представлениям язычников было необходимо умершим в загробной жизни.

Среди предметов археологи обнаружили и странную человеческую фигурку. Самоквасов упоминал ее в перечне находок как изображение «человека — божка, сидящего на корточках, со сложенными на груди руками (Будда?)». Миниатюрная скульптура была покрыта таким толстым слоем окислов, что невозможно было рассмотреть никакие детали и понять, что же представляла собой статуэтка из Черной Могилы.
«Разоблачение» идола — снятие корки окислов — началось лишь спустя век после раскопок. В 1982 году фигурку отреставрировали. Из оболочки «вылупился» человечек с большими круглыми глазами и выступающим носом. Он оказался подпоясан широким поясом и одной рукой сжимал длинную бороду.
Исследователи предположили, что фигурка изображала скандинавского бога-громовержца Тора, победителя великанов и чудовищ. Поскольку, в соответствии с мифологическими представлениями, «бесценным сокровищем владеет Тор — Поясом Силы. Лишь только он им опояшется, вдвое прибудет божественной силы».
Однако разоблачение идола на этом не закончилось. 30 лет спустя фигурка вновь отправилась в отдел реставрации Исторического музея. После снятия последнего слоя окислов специалисты открыли новые детали. Во-первых, стало ясно, что человечек сидит, скрестив босые ноги. Такое положение тела совсем не характерно для североевропейских фигурок — поза лотоса, несомненно, отсылает к культуре Востока. Оказалось, что и костюм у идола был восточным: короткий кафтан и штаны. Такие комплекты в древние времена носили степные кочевники.
Так в идоле из Черной Могилы удивительным образом сочетаются северные и восточные мотивы, которые могли соединиться только на территории Восточной Европы. Поэтому исследователи предполагают, что эту статуэтку изготовил скандинавский мастер на территории Древней Руси.

Портал «Культура.РФ» выражает благодарность за подготовку материала ведущего специалиста отдела общественных связей, рекламы и маркетинга ГИМа Марию Коляго
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна