Исчезающие народы России. Негидальцы
С приходом современной цивилизации происходит активная ассимиляция людей разных культур. Многие народности постепенно исчезают с лица земли. Редкие их представители пытаются сохранить и передать традиции и обычаи своего народа. Благодаря им, история жизни коренного населения России раскрывает свои тайны — полезные и поучительные, не потерявшие своей актуальности до сих пор.
Малочисленный тунгусо-маньчжурский народ, живущий в Приамурье.
Территориально негидальцы разделялись на низовских и верховских. Низовские вели оседлый образ жизни, занимались в основном рыболовством. Зимой жили в бревенчатых домах с отапливаемыми нарами, летом — в четырехстенных домиках из коры. У верховских основным занятием была охота. Они предпочитали проживать в переносном коническом чуме. Низовские перемещались на собаках. У верховских транспортным средством были олени.
Негидальцы воспринимали окружающий мир как место, населенное добрыми и злыми духами, посредником между ними выступал шаман. Весной и осенью шаманы, совершая обряд очищения жилищ и людей, украшали себя и предметы культа «священными стружками». Каждый охотник имел при себе перо или коготь, кусочек кожи или пучок волос. Считали, что в таком амулете — синкэне — скрывается дух самого животного, помогающий охотнику в его нелегком промысле, защищающий в тайге или на реке. Большую часть XX века шаманы были ограничены в своих действиях, подвергались репрессиям и запретам со стороны советской власти.
Пожилая жительница негидальского села Владимировка Александра Казарова рассказала любопытную историю, записанную научным сотрудником Владимиром Ивановым: «Однажды в детстве к ней привели «врачующего» оленя. Рогатый зверь наклонился над прихворнувшей девочкой, раздул ноздри, обдал жарким дыханием. Ребенок боязливо разглядывал оленью морду, прислушивался к звукам бубна и голосу шамана, упрашивающего зверя вытянуть хворобу из детского тельца. Животное покорно обнюхивало больную, и той делалось легко, жар будто спадал, глаза зверя казались ей добрыми, загадочными…»
Религиозные убеждения негидальцев представляли своеобразную картину мира, подпадающую под влияние природных стихий. На родовых «мольбищах» поклонялись деревянным фигуркам, изображавшим духов солнца и луны. Они передавали хозяину неба — бохга — просьбы охотников. Передавая угощения хозяину воды — му, или хозяину огня — подя, просили, таким образом, удачной рыбалки, охоты, здоровья и благополучия в семье.
Отрывок из историко-этнографических очерков: «Некоторым скалам негидальцы поклонялись не только для получения промысловой удачи, но для счастья в жизни и обеспечения хорошего загробного существования. Один из таких культовых природных объектов — Тырский утес, который своим величием издавна притягивал внимание негидальцев и играл большую роль в их верованиях».
Суеверными обычаями негидальцев были соблюдавшиеся приметы, поверья, запреты — одяви и обычаи — итка. Вот некоторые из одяви:
Палку, на которую вешают котелок для варки пищи, воткнув, оставлять нельзя — заболеешь неизлечимой болезнью. Это табу существует до настоящего времени.
Когда едешь по озеру и рыба плещется в это время, нельзя говорить «рыба играет», надо говорить «листья падают». Иначе переведется рыба в этом озере.
Спиной в дом дрова не заносят, с грохотом не кладут, поперек дома не кладут. Грех.
На одной стороне дома не спят постоянно — дом может перевернуться, как лодка, осиротеет.
Через человека нельзя перешагивать — грех. Укорачиваешь человеческую жизнь.
В угол дома ногами не ложись — разрушаешь свой дом.
Никогда под голову не кладите детскую одежду — ребенок будет болезненным.
Вот некоторые обычаи — итка:
На охоте ли, на рыбалке ли будь, надо угостить хозяина огня — подя, в противном случае — не быть удаче.
Когда заночуешь в лесу, сделай зарубку на толстом дереве, и, когда дерево будет стонать, ни один нечистый дух не подойдет, испугается.
Ночью никогда не ходят по воду — говорят, что с водой в дом можно принести плохое.
Не надо говорить «карась», надо говорить «старуха плещется».
Одежда негидальцев, как и у других северных народов, была хорошо приспособлена к суровому климату Приамурья. Шили ее из рыбьих кож и шкур животных, позднее — из тканей китайского и русского происхождения. В наши дни негидальская мастерица Дарья Ивановна Надеина шьет на заказ унты, создает национальные коврики — кумаланы. Она поясняет, что на изготовление одного такого коврика уходит год. Очень трудоемка работа по выделке оленьей кожи и вышивка национальных узоров в форме трилистника. Надеина объясняет выбор рисунка: «Раньше, когда не было никаких лекарств, с помощью отвара из этого растения лечили практически все болезни: воспаление легких, туберкулез и другие. К тому же этот цветок, который по-научному называется «вахта трилистная» — не путайте с клевером, — растет на границе между твердой землей и болотом. И любой человек, увидев его, понимал, что дальше идти опасно. Вот в знак уважения к этому растению, которое спасло многих негидальцев, и решили его увековечить». Дарья Ивановна сожалеет, что молодежь из Владимировки не хочет перенимать ее мастерство.
Интересные факты дошли до наших дней о воспитании юных негидальцев. В своих играх дети имитировали и максимально воспроизводили занятия взрослых. Мальчики 9–11 лет играли в охоту и рыбалку, игры девочек учили ведению домашнего хозяйства, готовили к будущему материнству. Таким образом, дети с малых лет приобретали все необходимые навыки и были хорошо подготовлены к взрослой жизни. Были распространены и подвижные игры-тренировки, развивающие силу, меткость и выносливость. Ни одна ярмарка не обходилась без спортивных состязаний, таких как стрельба из лука, гребля на лодках, упражнения с арканами и сражения на копьях.
Относительно последовательное и регулярное исследование негидальцев стало проводиться лишь с середины XIX века, хотя первые сведения о них появились в XVII веке. Изучению народности исследователями уделялось меньше внимания, чем соседним народам Нижнего Амура. Возможно, именно этими обстоятельствами и объясняется тот факт, что до сих пор нет комплексного монографического исследования по истории и культуре негидальского этноса.
Фильм серии «Россия, любовь моя! Негидальцы. Люди реки», 2014 г.
Смотрите также