Кого Романовы заманили в Россию
На протяжении двух столетий русские императоры для иностранных мастеров были самыми щедрыми и выгодными заказчиками. Вспоминаем вместе с Софьей Багдасаровой некоторых иностранцев, приехавших в Петербург и Москву по их приглашению, а также тех европейских государей, у которых их переманили.
Архитектура
Традиция приглашать иностранцев-архитекторов существовала давно (вспомним Аристотеля Фьораванти и кремлевский Успенский собор), однако настоящий размах она приобрела в петровское время. Швейцарского итальянца Доменико Трезини основатель Северной столицы сманил в Копенгагене у датского короля, где архитектор занимался строительством крепостных стен. У нас же Трезини стал творцом таких знаковых зданий, как Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий и Летний дворец Петра I.
Итальянец Джакомо Кваренги (Эрмитажный театр, Смольный институт) на родине выполнял небольшие заказы для племянника папы Климента XII, князя Монако, эрцгерцогини Моденской и британских баронов Арунделл. Тома де Томон работал на графа д’Артуа (будущего короля Карла Х), но был вынужден бежать из-за Французской революции.
Но не все творцы русской культуры с иностранными фамилиями были чужеземцами. Многие из них приехали в Россию еще детьми и художественное образование получали уже здесь либо даже родились в Москве или Петербурге. Так, в наш список нельзя включать Бартоломео Франческо Растрелли (Петергофский дворец), который хоть и родился в Париже, но вырос в России, куда его отца, скульптора Карло Бартоломео Растрелли, пригласил Петр Первый. Свои первые заказы он тоже получил в России. Юношей в Россию попал и Карл Росси, получивший архитектурное образование в Петербурге.
Балет
Между прочим, 11-летнего Росси в Северную столицу привез отчим, балетмейстер Шарль ле Пик, до этого несколько лет бывший балетмейстером Королевского балета в Лондоне, а еще раньше — танцевавший в Парижской опере. Ле Пик реформировал русский балет конца XVIII века и издал на русском языке многотомные «Записки о танце и балете» своего учителя Жана Жоржа Новерра.
А основоположником русского балета считается Жан-Батист Ланде, приехавший к нам в 1734 году из Стокгольма, где он был директором французского театра короля Фредерика I Шведского. Основанная им школа ныне называется Академией русского балета имени А.Я. Вагановой. Хореограф и композитор Доменико Гаспаро Анджолини, который в 1766 году произвел большое впечатление на екатерининской двор, впервые использовав русские народные мелодии, прежде был руководителем балетной труппы Императорского театра Вены. Кстати, именно для него Глюк написал «Орфея и Эвридику».
Читайте также:
«Парижские актеры охотно меняют Париж только на Петербург, и Россия есть единственная страна, которая оттуда умеет сманивать великие таланты».
Элизабет Виже-Лебрён
Французская революция, которая лишила множество аристократов головы, а артистов — денег этих аристократов, дала импульс большому количеству парижан скрыться в далекой и безопасной России. Один из них — Шарль Дидло, тот самый, который надоел Евгению Онегину. Он был любимым танцовщиком шведского короля Густава III и пользовался огромным успехом в Париже.
Живопись
Огромен список европейских художников, приезжавших в Россию. Однако в первую половину XVIII века именитых мастеров среди них мало, но позже ситуация исправляется. Так, при саксонском дворе в Дрездене трудился мастер рококо Пьетро Ротари. Галерею образов екатерининских вельмож оставил Иоганн Лампи Старший, прежде работавший в Варшаве по приглашению польского короля Станислава Понятовского. Другой живописец той же эпохи — Стефано Торелли, чьим заказчиком был Август III Саксонский. Успешно гастролировала по России любимая портретистка Марии-Антуанетты художница Виже-Лебрён, также покинувшая Францию из-за террора.
Создатель Военной галереи портретист Джордж Доу пользовался покровительством герцога Кентского (отца королевы Виктории) и Леопольда I Бельгийского. Придворным художником прусского двора был живописец Франц Крюгер, а Франц Ксавье Винтерхальтер — придворным мастером короля Луи-Филиппа Французского.
Опера
Этот жанр искусства начался в России при Анне Иоанновне, с приезда итальянской труппы под руководством Франческо Арайи, первая опера которого была поставлена во Флоренции, при дворе герцогов Медичи. Другая опера Арайи — «Цефал и Прокрис» на либретто Сумарокова — стала первым произведением в этом жанре на русском языке.
Главой Датского Королевского оркестра был Джузеппе Сарти, позже писавший музыку на тексты Ломоносова и Екатерины Великой. Три года в России провел Доменико Чимароза. Итальянских композиторов в XVIII веке работало так много, что в 2014 году Чечилия Бартоли выпустила особый альбом написанных ими «русских» барочных арий, названный «St Petersburg».
Капельмейстером и композитором в Падуе трудился композитор Катерино Кавос — первый, кто написал оперу на основе собственно русской истории. Упомянем и Джузеппе Верди — по заказу петербургского Большого театра он написал оперу «Сила судьбы».
Скульптура
Приглашенный Петром I Бартоломео Карло Растрелли ранее работал при дворе Людовика XIV. Скульптор и архитектор Андреас Шлютер на родине некоторое время возглавлял Берлинскую академию художеств и был главным архитектором прусского короля. А Этьен Фальконе («Медный всадник») выполнял заказы маркизы де Помпадур, фаворитки Людовика XV. Из Берлина в Россию приехал француз Жан-Доминик Рашетт, создавший много образцов для петербургского Императорского фарфорового завода. Одним из братьев Трискорни, учителей Бориса Орловского и Ивана Витали, был Паоло, работавший по заказам Элизы Бонапарт, и украсивший своими бюстами Мальмезон и Версаль.