Шедевры Ватикана против шедевров Третьяковки
Накануне выставки «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо», которая откроется в залах Инженерного корпуса Третьяковской галереи 25 ноября, мы решили изучить итальянские картины, которые привезут в Москву, и подобрать им достойного соперника из собрания Государственной Третьяковской галереи. Сравнением занималась Софья Багдасарова.
XII ВЕК: «БЛАГОСЛОВЛЯЮЩИЙ ХРИСТОС» И «СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ»
Раннее итальянское искусство, как и древнерусское, находилось под сильнейшим влиянием Византийской империи. Картины, которые писались в Италии вплоть до XIV века, — это практически те же иконы: на досках, золотом и темперой, по тем же веками выработанным канонам иконописи. Поэтому оба Христа — и написанный в Риме, и созданный в Новгороде — так похожи, причем итальянский кажется намного более простым.
XIII ВЕК: «СВЯТОЙ ФРАНЦИСК» И «БОГОМАТЕРЬ ОРАНТА»
По тем же византийским принципам средневековые итальянцы писали своих католических святых, поэтому не стоит удивляться при виде «икон» Франциска или Доминика. Однако со временем итальянцы становятся более свободными, начинают заниматься поисками новых приемов, экспериментируют с жестами и позами. Сравнение с русской иконой того же времени дает возможность почувствовать разницу.
XV ВЕК: «РОЖДЕСТВО» И «СОШЕСТВИЕ ВО АД»
Время идет, различия становятся все более заметными. Итальянское «Рождество», которое имеет весь набор персонажей, унаследованный из византийской иконы, уже пример постепенного превращения в настоящую картину. Этому способствовало и влияние текучего, подвижного готического искусства. Русские мастера продолжают идти старым путем, но тоже не застревают на месте. Икона, которая раньше приписывалась Андрею Рублеву, написана легко, гармонично и очень изящно.
ПОЛЕТ: ДЖЕНТИЛЕ ДА ФАБРИАНО И МАРК ШАГАЛ
В XV веке пути русского и итальянского искусства окончательно расходятся: в Европе наступает эпоха Возрождения, и художники начинают рисовать с натуры, человек становится мерилом всех вещей. Картина, изображающая чудесное спасение корабля святым Николаем, спустившимся с небес, еще достаточно наивна по живописи, но аналогов ей в русском искусстве того же времени уже нет.
Но столь же чудесным оказывается полет над городом, написанный Шагалом уже в ХХ веке.
СМЕРТЬ: КАРАВАДЖО И ПЕТРОВ-ВОДКИН
Великий мастер итальянского барокко Караваджо сумел привнести в религиозное искусство XVII века невероятную реалистичность, психологизм и эмоциональность. Персонажи Евангелий в его картинах кажутся настоящими, живыми людьми. Полотна Караваджо служили образцом для множества следующих поколений художников.
И глядя на эскиз Петрова-Водкина к картине «Смерть комиссара», возникает ощущение, что и для этого русского художника тоже. Тем более что современники на картинах Петрова-Водкина, наоборот, преподносятся как персонажи Евангелия.
Выставка будет работать до 19 февраля 2017 года.
Смотрите также