По магазинам на экскурсию: 11 памятников торговой архитектуры
Первые гостиные дворы появились в XVIII веке, когда для купеческих лавочек стали строить отдельные торговые здания. Традицию «архитектурных магазинов» поддерживали и предприниматели дореволюционной России, и советское правительство. Представляем подборку русских памятников торговой архитектуры.
Старый гостиный двор на Ильинке
В конце XVIII и начале XIX века Гостиный Двор на Ильинке был самым крупным торговым зданием Москвы. Его проект разработал Джакомо Кваренги. Архитектор жил в Петербурге и чертежи делал там же — по плану местности, который ему прислали. Он не учел сильный уклон грунта в Китай-городе, и в Москве проект Кваренги доработали архитекторы Семен Карин и Иван Селехов. Они построили замкнутое по периметру здание, его галереи были украшены коринфскими полуколоннами.
Именно в Гостином Дворе начался печально знаменитый московский пожар 1812 года, здание сильно пострадало. Спустя почти 30 лет его перестроил Осип Бове. Гостиный Двор реконструировали еще несколько раз, сегодня он мало напоминает произведение Кваренги. Здесь надстроили несколько этажей, а внутренний двор накрыли стеклянной крышей.
Гостиный двор в Калуге
Калужский Гостиный Двор был построен в конце XVIII века. Архитектурный ансамбль состоит из 14 корпусов, три из которых соединены переходами. Декор здания сочетает в себе элементы барокко и псевдоготического стиля. Кто был автором проекта — до сих пор спорный вопрос. Некоторые исследователи приписывают его местному архитектору Петру Никитину, другие считают, что здание строил зодчий из Москвы — возможно, даже Василий Баженов.
Гостиный двор в Тобольске
Тобольский Гостиный Двор — один из самых ранних памятников торговой архитектуры. Он построен по проекту Семена Ремезова в 1703–1708 годах и сочетает древнерусскую архитектуру с элементами восточной. В замкнутом квадратном здании с внутренним двором и двумя въездными воротами, помимо торговых помещений, находились склады и гостиница. В середине XVIII века здесь разместили также суд, тюрьму, несколько губернских учреждений и аптеку. Над воротами располагались помещения таможни и часовня.
Малый гостиный двор в Кунгуре
Торговый комплекс из 12 лавок в эклектичном стиле был построен в 1874 году на деньги городского главы Кунгура — купца Михаила Грибушина. Малый Гостиный Двор был возведен по проекту архитектора Николая Воскресенского и сначала по имени мецената назывался Грибушинским корпусом. В лавках торговали чаем и сахаром: в XIX веке Кунгур считался чайной столицей России.
Сегодня в торговом комплексе находится Музей истории купечества.
Читайте также:
Спас в Гостином Дворе
Внутри ансамбля торговых рядов в Костроме находится Спасская церковь. Деревянный храм на этом месте стоял еще в XVII веке. Его перестроили в камне в середине XVIII века на средства купца Стефана Белова. Спустя несколько десятилетий архитектор Карл фон Клер построил вокруг церкви Гостиный Двор, и она стала частью архитектурного ансамбля.
И церковь, и торговые ряды работают по сей день.
Торговые ряды в Торжке
Архитектурный комплекс Торговых рядов складывался на протяжении XVIII–XIX веков, он состоял из сотни лавок, размещенных в галереях-аркадах. В 1941 году почти весь Гостиный Двор разбомбила немецкая авиация, позже на его месте был разбит сквер. Сохранившиеся пять корпусов несколько раз перестраивали, здание практически утратило первоначальный облик. Сегодня здесь находится выставочный комплекс.
Елисеевский магазин в Москве
Здание, в котором сегодня находится знаменитый Елисеевский магазин, изначально строилось как жилое. Так называемый «дворец на Тверской» для вдовы статс-секретаря Екатерины II Екатерины Козицкой спроектировал Матвей Казаков. Изящное шестиколонное здание в стиле классицизм с роскошными интерьерами вскоре сменило хозяев. Здесь поселилась княгиня Зинаида Волконская. В 1820-е годы в ее салоне собирались известные писатели и поэты — Александр Пушкин, Василий Жуковский, Федор Тютчев. В 1898 году здание приобрел петербургский купец Григорий Елисеев. Архитектор Гавриил Барановский перестроил «дворец», чтобы приспособить помещения для магазина. Комнаты первого и второго этажа превратились в большой торговый зал, а проезд, в который раньше въезжали кареты, стал главным входом в магазин.
Елисеевский магазин в Санкт-Петербурге
Петербургский Елисеевский магазин был построен Гавриилом Барановским через четыре года после московского. Здание в стиле модерн было украшено витражами и скульптурами Амандуса Адамсона «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука». В начале XX века в Елисеевском можно было купить импортные товары — вино, кофе, чай, оливковое масло, трюфели, сардины. Помимо магазина, здесь размещались коммерческие курсы, банк, а позднее и театр комедии.
Чайный дом Перловых
Чайный дом построил в 1893 году архитектор Роман Клейн по заказу Сергея Перлова, владельца Товарищества чайной торговли «Сергей Васильевич Перлов и Ко». Необычная отделка, как ее называли, «китайщина», появилась в облике дома только через три года. В честь приезда канцлера Китайской империи Ли Хунчжана Карл Гиппиус и Роман Клейн декорировали здание башенкой в виде пагоды, лепными драконы и фонариками. В здании находился магазин, чаеразвесочная фабрика, апартаменты хозяина и квартиры, которые он сдавал в аренду.
Универмаг «Мосторг» на Красной Пресне
Универмаг стал одним из первых московских зданий в стиле конструктивизма по проекту братьев Весниных. Его построили в 1928 году на углу площади Краснопресненская Застава. Главный фасад здания представляет собой витрину со сплошным остеклением. Она никогда не запотевала и не покрывалась льдом. Для этого Веснины сконструировали на крыше Мосторга пять вентиляционных шахт — они обеспечивали постоянную циркуляцию воздуха.
Дом книги
Дом книги в Орликовом переулке — пример московского долгостроя. Проект разновысотного здания еще в 1930-х годах создал Борис Великовский. Здесь должны были разместиться несколько издательств, музей книги и большой книжный магазин. Пока здание строили, в Москве приняли Генеральный план реконструкции города. Проект Дома книги изменили. С началом Великой Отечественной войны строительство остановилось. Работа над Домом книги завершилась только в 1970-х годах. Архитектурный комплекс состоял из четырех корпусов одинаковой высоты, расположенных вокруг двора. Авторами реализованного проекта стали Борис Мезенцев и Валентин Дановский.
Сегодня здание занимает государственная организация (территориальное управление Росимущества в Москве).