Высокая архитектура

Первый советский небоскреб заложили в 1947 году в честь 800-летия Москвы. Семь столичных высоток в стиле сталинского ампира позже стали называться «семь сестер». Читайте, как строили небоскребы и изучайте самые высокие исторические здания Москвы на нашей инфографике.
Самая высокая из «семи сестер» — высотка МГУ: 36 этажей. В ходе строительных работ она выросла на четыре этажа и лишилась главного украшения — скульптуры Ломоносова. 40-метрового ученого заменили 60-метровым шпилем со звездой. В итоге научный небоскреб на 40 лет стал самым высоким в Европе. На фасадах установлены самые большие в мире барометр, термометр и самые гигантские часы в Москве — с девятиметровым циферблатом. Высотку МГУ можно считать рекордсменом и по количеству мифов. Среди них — о тайной ветке метро под зданием и о колоннах из яшмы, якобы уцелевших при сносе храма Христа Спасителя.

Башня МИДа — единственная из семи — без пятиконечной звезды. А изначально она была и без шпиля. По легенде, достроить эту конструкцию к уже готовому зданию приказал лично Сталин. Рабочим для установки бутафорского шпиля пришлось пробивать пять верхних этажей. Само строительство тоже обычным не назовешь: металлический каркас заливали бетоном… сверху вниз, начиная с последнего этажа. Главным украшением стал гигантский герб. Железобетонный символ Советского Союза расположился на трех этажах и занимает 144 квадратных метра.

Ступенчатые крыши с ажурными аттиками, мраморные лестницы и многочисленные скульптуры. Высотку на Кудринской площади называли по станции метро — «баррикадная» или «дом авиаторов». В этих стенах получали квартиры лучшие умы авиационной промышленности и летчики-испытатели. Даже местный гастроном № 15 был самым большим в стране — в позолоченной майолике, лепнине и с хрустальными люстрами. Просторные вестибюли высотки украшены витражами, которые могут претендовать на место в музее. Это работа известного художника Павла Корина — уроженца Палеха, что восстанавливал росписи Васнецова и Нестерова.

Высотка на одном из семи московских холмов. Дом на площади Красных Ворот — в самой высокой точке Садового кольца — возводили одновременно с метро. Гигантская стройка и 24-метровый котлован по соседству. Архитекторы опасались, что земля осядет и здание накренится. Пошли на хитрость: высотку строили… под углом, а сам грунт заморозили на глубину 27 метров. Ювелирный расчет архитекторов Алексея Душкина и Бориса Мезенцева оправдался. Здание выровнялось, но стало самым скромным среди собратьев: вестибюль отделан нержавеющей сталью.

Крупнейший отель Европы по версии 1957 года. Над проектом гостиницы «Украина» работали более двух тысяч специалистов. Задача ставилась масштабная — соорудить своеобразные ворота для нового проспекта Москвы. Сегодня главная достопримечательность этой высотки — художественная коллекция. Картины советских мастеров и уникальная диорама «Москва — столица СССР». Макет общей площадью в 305 квадратных метров — исторический центр столицы в масштабе 1 к 75. Выполненная по заказу МИДа, «миниатюрная Москва» побывала на выставке в Нью-Йорке и совершила вояж по миру.

Исторические люксы на месте слияния подземных рек Рыбинки и Чечеры. Гостиница «Ленинградская» словно высотный пятизвездочный терем. Русский стиль сквозит в бронзовых решетках, лепных сводах и витражах. Работы художницы Марии Энгельке, что оформляла станцию метро «Арбатская», — в лучших традициях послевоенной моды. Один предмет интерьера — рекордсмен мирового масштаба: знаменитая люстра, которая освещает сразу семь этажей лестничных пролетов, длиной 15 с половиной метров. В Книге рекордов Гиннесса чудо светотехники обозначено как самая длинная гирлянда-светильник из бронзы.

Эффектную лестницу высотного дома на Котельнической набережной можно увидеть в картине «Москва слезам не верит» и еще 15 отечественных фильмах. И жильцы знаменитого дома все больше звездные. А квартиры становятся музеями — как произошло с квартирой Галины Улановой. На фасаде — мемориальные доски с громкими именами, а еще — афиши кинотеатра «Иллюзион». Как и полвека назад, здесь проходят ретроспективные показы, фестивали и встречи с известными российскими кинематографистами. Как и прежде, этот кинотеатр считается негласным местом знакомства интеллигентных одиноких людей.

Автор: Наталья Летникова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна