Самогонщики
«Самогонщики» в какой-то степени продолжают тему, начатую Леонидом Гайдаем в короткометражке «Пес Барбос и необычный кросс». Идею новой истории режиссеру подсказал Юрий Никулин, который в цирке играл подобную интермедию вместе со своим постоянным партнером Михаилом Шуйдиным. Сценарий Леонид Гайдай написал сам в соавторстве с оператором Константином Бровиным.
На сей раз уже знакомые зрителям жулики Трус, Бывалый и Балбес уединяются в лесу в охотничьей избушке, где варят самогон. Видимо, от своего пса Барбоса подвохов они больше не ожидают, и он снова с ними. А ведь в прошлый раз собака помешала их незаконной рыбалке! И сейчас Барбос опять оказался на высоте, приведя незадачливых самогонщиков аккурат в отделение милиции. Впрочем, они сами виноваты: кинули песику кусочек сахара, смоченный в самогоне. Обиженный Барбос вытащил змеевик из самогонного аппарата и умчался с ним в неизвестном направлении. Трус, Бывалый и Балбес пустились в погоню и добежали как раз до милицейского участка, где их и арестовали.
В общем-то, по структуре «Самогонщики» похожи на «Пса Барбоса». Принцип построения истории практически такой же: герои-жулики занимаются противозаконным делом, рядом вертится пес, который либо по каким-то своим собачьим соображениям, либо часто случайно срывает их преступные замыслы. И апофеозом всего становится погоня. Только в «Псе Барбосе» Трус, Бывалый и Балбес убегали от собаки с динамитом в зубах, а в «Самогонщиках» они, наоборот, догоняют пса, утащившего важную деталь от самогонного аппарата.
В главных ролях все те же Юрий Никулин, Евгений Моргунов и Георгий Вицин. А в роли Барбоса начинал сниматься тот же четвероногий актер, что и в предыдущей короткометражке, — дрессированный пес Брех. Но во время съемок он получил небольшую травму, и тогда его заменили на овчарку по кличке Рекс. И хотя у Рекса не было такого киноопыта, как у его предшественника (Брех до этого снялся в нескольких фильмах), но свою задачу он тоже выполнил на отлично.
Как вспоминал Юрий Никулин: «Иногда между нами и Гайдаем возникал спор. Мы по-разному видели некоторые трюки. Но Гайдай разрешал каждому сделать свой актерский дубль. И уже в просмотровом зале мы вместе отбирали лучшие варианты. Как правило, наши дубли, актерские, оказывались хуже. К моему огорчению, «Самогонщики» на экране не имели такого успеха, как «Пес Барбос». Я думаю, что это вполне объяснимо. «Самогонщики» во многом строились на применении старых, уже использованных приемов. Кроме того, «Самогонщики» шли двадцать минут, а «Пес Барбос» длился около десяти и воспринимался как короткий анекдот» (Юрий Никулин, «Почти серьезно», М. 1998).
Действительно, фильм хоть и тоже полюбился зрителям, но предыдущий успех все же не повторил. Привлекала, наверное, актуальность и злободневность темы, но само исполнение являлось уже вторичным. Пора было Трусу, Бывалому и Балбесу уже выходить на просторы полнометражного кино. Что, собственно, и произошло в 1965 году, когда на экраны вышла картина Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».