Дореволюционные фокусники
Оживление вареной курицы, глотание лягушек, оптические фейерверки и феноменальные математические исчисления. Какими трюками привлекали публику иллюзионисты разных эпох? Секреты дореволюционных фокусников — в материале портала «Культура.РФ».
Вавило, Кузьма и Демьян
Первые русские фокусники были бродячими артистами. Они нередко становились фольклорными персонажами. Например, герои былины «Вавило и скоморохи» не только играли на музыкальных инструментах, пели, плясали, но и показывали «штуки» — так в древние времена называли фокусы. Тогда зрители связывали их с колдовством. В народе верили, что потешники «совершали разные чары» и говорили: «Бог создал попа, черт скомороха».
Вавило, Кузьма и Демьян превращали мешковину в шелк, кнут — в дудочку и даже смогли оживить «вареную» птицу:
Понесла она куру-то варену,
Еще кура тут-то да ведь взлетела,
На печной столб села да запела…
Еще кура тут-то да ведь взлетела,
На печной столб села да запела…
Упомянутые в былине трюки существовали на самом деле — не только на Руси, но и в Европе. Даже оживление вареной курицы не было придумано: фокус появился в раннем Средневековье и существовал до XIX века.
Сохранилась его разгадка. Нужно было взять «поровну макового семени и кукольванцу», накормить смесью курицу, после чего она уснет. Далее следовало ощипать птицу, обмазать желтком, засушить и подать на стол. На вид курица была похожа на приготовленную, но после укола вилкой она пробуждалась и убегала.
Иван Кулибин
В XVIII веке иллюзионные шоу устраивали ученые. В это время интерес к фокусам был связан с тем, что люди следили за развитием науки. Ученые демонстрировали свои изобретения и развлекали зрителей.
Знаменитый русский механик и конструктор Иван Кулибин забавлял публику «увеселительными огнями» — разноцветными фейерверками. Он написал трактат, посвященный этому виду развлечений. А позже изобрел бездымные оптические фейерверки, которые пришлись по душе императрице Екатерине II и придворной знати.
Большое впечатление производил на зрителей и «чудесный фонарь» Кулибина, который, как писали газеты, «умножал свет в пятьсот раз противу обыкновенного свечного».
Волшебства в «удивительном действии» не было: прибор сделали из алебастра в виде чаши, которую изнутри обклеили зеркалами. В центре стояла свеча — благодаря отражениям свет усиливался в несколько раз.
Еще одно изобретение мастера — устройство, с помощью которого можно было проецировать световые фигуры. В 1779 году на празднике в честь дня рождения Императорской академии наук и художеств в Санкт-Петербурге Кулибин показал на фоне вечернего неба яркое искусственное солнце и движущуюся фигуру Аполлона.
Антон Гамулецкий
Легенда XIX века — «физический и механический кабинет» Антона Гамулецкого. Небольшую «магическую» комнату, оформленную зеркалами, называли одной из достопримечательностей Петербурга.
Тем, кто в нее входил, казалось, что они попали в бесконечную анфиладу огромных залов, а фарфоровые кубки и вазы вдоль стен усиливали это впечатление. Представление Антона Гамулецкого не связывали с магией — секрет трюков хозяин кабинета объяснял сам с точки зрения механики, оптики или физики. Позже он открыл еще несколько комнат. Самой масштабной был «Храм очарований, или Механический, физический и оптический кабинет господина Гамулецкого де Колла». Там фигуры двигались, пели, танцевали, разговаривали и даже отвечали на вопросы публики.
Вы берете в руки магический жезл, приближаете его к раковине, покрытой стеклянным колпаком, и в раковине играет музыка, повернете жезлом в противоположную сторону, и музыка утихает. Можно подумать, что в той точке, где лежит раковина, скрыт — механизм — нет; вы переносите ее куда угодно, и она везде повинуется магическому жезлу. Этот же жезл заставляет выскакивать из разных сосудов карты, загаданные посетителем, прелестные фигуры и цветы.
Газета «Северная пчела», 1826 год
Одно из самых ярких впечатлений очевидцев — металлический ангел человеческого роста, который парил в воздухе. Гамулецкий заставил статую летать, особым образом расположив магнит и железо.
Александр Полянский
Александр Полянский, он же Бен-Сулейман, он же Паи, — факир, который прославился как «человек-фонтан». Артист выпивал на глазах у публики до сорока стаканов воды, затем проглатывал рыб и лягушек. По желанию публики Полянский мог поочередно их выплевывать, а после этого извергать изо рта фонтан, окрашенный в любой цвет радуги.
Фокус объясняли следующим образом: лягушки проскакивали через пищевод в желудок, как пилюли или устрицы. Чтобы выбросить их обратно, факиры, тренируясь, принимали сильное рвотное лекарство. Постепенно они добивались того, что желудок сам начинал извергать все содержимое.
Полянский — не единственный факир, который показывал фокусы с риском для жизни. В начале XX века такие представления были популярны: иллюзионисты прокалывали тело булавками, прибивали язык гвоздем к доске, кусали горячее железо, ломали о голову камни.
Самые отчаянные шли дальше — изображали покойников. Факир по фамилии Каспарди получил прозвище «живой труп». Его в стеклянном ящике закапывали в землю. Шокирующе выглядела подготовка номера: фокуснику затыкали рот, горло и нос ватой, глаза заклеивали пластырем, а голову обматывали шарфом. Каспарди удавалось провести под землей 14 минут, а после номера его возвращали к жизни при помощи эфира.
Роман Арраго
Современники говорили, что у артиста Романа Арраго «арифмометр в голове». Он удивлял публику тем, что мог мгновенно умножать, делить и возводить в степень любые числа и извлекать квадратные корни. И не только: Арраго с легкостью отвечал на вопросы зрителей. Он помнил множество дат исторических событий и дни рождения знаменитых людей.
Но и это не было пределом возможностей. Журнал «Огонек» от 1912 года называл Арраго «королем чисел» и писал: «По окончании сеанса он повторяет на память все те цифры и данные, с которыми пришлось оперировать во время своего опыта. А таких чисел набирается от 50 до 75!»
Секрет артиста объясняли выдающимися математическими способностями и превосходной памятью. Сам он говорил, что каждая цифра словно врезалась в мозг и окрашивалась в собственный цвет: семерка казалась зеленой, пятерка — красной.
Сценическая карьера Арраго сложилась удачно: он пришелся по душе публике после революции, гастролировал по воинским частям и госпиталям во время Великой Отечественной войны, а во второй половине 1940-х годов работал в цирках и театрах.
Автор: Мария Соловьёва