К нам едет… Фигаро. Смотрим пять любимых спектаклей Андрея Миронова
Современные зрители в основном знают Андрея Миронова по ролям в кино. Но также он был очень востребованным театральным актером. 25 лет Миронов прослужил в московском Театре сатиры. Среди его знаменитых ролей — Жадов в спектакле «Доходное место», Хлестаков в «Ревизоре», Фигаро в «Безумный день, или женитьба Фигаро» и многие другие.
В звездной труппе, собранной Валентином Плучеком, Миронов со временем стал самой яркой звездой. Играл главные роли в спектаклях-хитах: Хлестакова в «Ревизоре», Фигаро в «Безумном дне», Мэкки-Ножа в «Трехгрошовой опере», Чацкого в «Горе от ума». Первым серьезным «экзаменом» для артиста стала в 1965 году главная роль в спектакле «Над пропастью во ржи». 24-летний Миронов сыграл тинейджера Холдена Колфилда. В спектакль «Клоп» Миронов, как в реку, входил дважды: сначала играл Присыпкина — когда только пришел в театр, потом, через десять лет, Олега Баяна. В одном из первых спектаклей режиссера Марка Захарова «Доходное место» Миронов сыграл Жадова, а в «Вишневом саде» Валентина Плучека — Лопахина. Были в театральной судьбе артиста и совсем неожиданные роли — например, воришки Рулле в спектакле «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» или президента США Джона Кеннеди в спектакле «Бремя решения»… На сцене родного Театра сатиры Миронов поставил несколько спектаклей как режиссер: «Бешеные деньги» по пьесе Островского, «Прощай, конферансье!» по произведению Григория Горина о фронтовой концертной бригаде, «Тени» по малоизвестной пьесе Салтыкова-Щедрина.
Фигаро, «Безумный день, или женитьба Фигаро»
Эту роль Миронов играл на протяжении двадцати лет. Конечно, его Фигаро заметно менялся. Рос вместе с исполнителем, проникался грустью. 14 августа 1987 года в Риге Миронов потерял сознание, играя Фигаро, и через два дня скончался.
Но в предлагаемой телеверсии спектакля вы увидите Миронова–Фигаро образца 1973 года. Спектакль к тому моменту шел на сцене Театра сатиры уже четыре года и имел большой успех. Герой Миронова — слуга, но не слугу играл актер. Он играл умного соперника влиятельного аристократа. В арсенале графа были власть и деньги, а Фигаро в исполнении Миронова брал достоинством, решимостью отстоять свои права в условиях несвободы.
Хлестаков, «Ревизор»
Запись «Ревизора» сделана на десятом году жизни спектакля. Иван Александрович Хлестаков в исполнении Андрея Миронова уже не так молод… Но тем удивительнее, что актер ничуть не потерял в рисунке роли — а он предполагал изощренную пластику персонажа. Хлестаков Миронова часто принимает гротескные позы, корчит рожи. Он все время в лихорадочном движении. Потому что нельзя останавливаться, нельзя давать время окружающим и самому себе вдуматься в безумные рассказы о дворцах в Петербурге и тысячах курьеров…
Читайте также:
Алик, «Маленькие комедии большого дома» (новелла «Грабеж»)
В создании этого спектакля Андрей Миронов принял участие и как актер, и как режиссер. Напару с Александром Ширвиндтом они собрали эту композицию по пяти одноактным пьесам Григория Горина и Аркадия Арканова, а худрук театра Валентин Плучек уже окончательно оформил постановку. Как актер Миронов появляется во второй новелле под названием «Грабеж». Несмотря на то что съемка спектакля по нынешним меркам довольно несовершенна, оторвать глаз от дуэта Андрея Миронова и Спартака Мишулина невозможно. Первый играет затюканного женой-мещанкой мужа, второй — вора-домушника, забравшегося в квартиру в надежде поживиться. Отдельный спектакль — попытки Миронова–Алика пробраться из одного угла заставленной антиквариатом комнаты в другой.
Драматург Всеволод Вишневский, «У времени в плену»
Это очень необычная работа Миронова, про которую сейчас мало кто помнит. Наверное, потому, что спектакль «У времени в плену» сложно отнести к удачам Театра сатиры. Он был сделан как «датский», к 100-летию Ленина. Премьеру труппы — Андрею Миронову — отвели в нем роль Автора, то есть, драматурга Всеволода Вишневского (пьеса «У времени в плену» написана на основе нескольких произведений Вишневского). Актер как мог старался преодолеть издержки вымученной композиции, максимально очеловечил выспренний текст, вложенный в уста его героя. Но сегодня эта его роль представляет интерес скорее исторического толка — как справлялись большие актеры с сиюминутными задачами времени.
Рулле, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»
Да, и в таких небольших ролях выступал Андрей Миронов. Трусоватый воришка Рулле появляется в спектакле на несколько минут. Он с опаской передвигается по покатой крыше, боится каждого шороха и долго не решается прыгнуть в трубу дымохода. Но этот спектакль можно и нужно смотреть не только ради Андрея Миронова. Он был поставлен в Театре сатиры в 1971 году и с тех пор остается в его репертуаре! Эта версия сделана почти сразу после премьеры, в ней занят золотой, эталонный состав спектакля: Спартак Мишулин в роли Карлсона, Татьяна Пельтцер в роли фрекен Бок, Константин Райкин — в образе поклонника Астрид, старшей сестры Малыша.
Смотрите также