Главные спектакли осени
«Иоланта» Андрия Жолдака, «Фальшивая нота» Римаса Туминаса, «Слава» Константина Богомолова — эксперт театральной премии «Золотая маска» Ольга Романцова выбрала для портала «Культура.РФ» главные премьеры сезона.
«Севильский цирюльник» Евгения Писарева
Поставивший в Большом театре оперу Моцарта «Свадьба Фигаро» режиссер Евгений Писарев возвращается к истории того же героя и выпускает приквел своего спектакля. В основе постановки — одноименная комедия Пьера Огюстена де Бомарше. В ней Фигаро впервые встречается с графом Альмавивой, влюбленным в прекрасную Розину, и помогает ему жениться на этой девушке. За дирижерским пультом известный во всем мире итальянец Пьер Джорджо Моранди.
«Иоланта» Андрия Жолдака
Авангардист Андрий Жолдак — один из самых скандальных режиссеров наших дней. Он известен своими спектаклями-инсталляциями, вокруг которых всегда много споров. Действие в его постановках подчинено визуальным образам; в «Иоланте» сделана ставка на мультимедиа, видеопроекции и световой дизайн. Их автор Глеб Фильштинский готовит видеоконтент специально для спектакля. В основе постановки — опера Чайковского, написанная по старинной французской легенде. Произведение о слепой от рождения принцессе, которая стала видеть благодаря любви, дает режиссеру «повод поразмышлять о единстве и борьбе света и тьмы в мире и каждом человеческом существе».
«Человек из рыбы» Юрия Бутусова
Человек из рыбы — это кошмарный сон, приснившийся героине истории, маленькой девочке, которая так и не появится на сцене. Действие пьесы, написанной молодым современным драматургом Асей Волошиной, происходит в наши дни в Петербурге, в квартире, населенной странными людьми. Юрий Бутусов, в последние годы работавший исключительно с классикой, выбрал «Человека из рыбы» не случайно. В спектакле возникают связи с поставленным им «Бегом» Булгакова и с фильмом Андрея Тарковского «Ностальгия».
«Фальшивая нота» Римаса Туминаса
Премьера открывает сезон в Театре Вахтангова. Римас Туминас поставил пьесу современного французского драматурга Дидье Карона. Он написал «Фальшивую ноту» в 2017 году, а уже летом ее показали на Авиньонском фестивале. Это практически детективная история о судьбоносной встрече известного дирижера Миллера и его поклонника, специально приехавшего из Бельгии на концерт. Маэстро раздражен: ему не понравилась игра оркестрантов. А слушатель мечтает получить автограф и фото на память. Дирижера сыграл Алексей Гуськов, его поклонника — Геннадий Хазанов.
«Текст» Максима Диденко
Первая постановка в России по роману Дмитрия Глуховского, автора фэнтези-бестселлеров, среди которых — «Метро 2033» и «Метро 2034». Это история о студенте-филологе, который, отсидев срок в тюрьме по ложному обвинению, убил лейтенанта ФСКН, отправившего его за решетку, взял его смартфон и начал «жить за него». Режиссер Максим Диденко поставил «Текст» в жанре «кибернуар». События развиваются в двух измерениях: актеры играют текст, а потом панели перекрывают сцену и становятся экраном, куда проецируются фотографии, видео, чаты и вся «виртуальная начинка» смартфона.
«Гедда Габлер» Анатолия Шульева
Пьесу Ибсена поставил молодой режиссер Анатолий Шульев, известный своими спектаклями в Театре имени Маяковского. Гедде Габлер скоро будет тридцать, она ненавидит пошлость и мещанскую рутину и надеется совершить что-нибудь необыкновенное. Но судьба распорядилась иначе: отец умер, деньги заканчиваются, и ей приходится выйти замуж. Она оказывается в семье, где больше всего ценят ненавистную житейскую пошлость. Что будет с трагической героиней, оказавшейся в мире, где нет места трагедиям? Гедду Габлер играет Александра Урсуляк.
«Мастер и Маргарита» Федора Малышева и Полины Агуреевой
Жанр спектакля его авторы определили как «московский шабаш в двух частях с одним разоблачением». Новая постановка романа Булгакова «Мастер и Маргарита» радикально отличается от версий бессмертного произведения, идущих в столичных театрах. Воланд, констатировав, что «Москва изменилась, а люди все те же», беседует со зрителями во время антракта, а в роли Азазелло и Геллы — актриса-женщина. Одна из ключевых сцен спектакля — полет Маргариты. Ее играет режиссер постановки Полина Агуреева, а сорежиссер Федор Малышев сыграл Коровина.
«Слава» Константина Богомолова
Пьеса «Слава» советского поэта и драматурга Виктора Гусева (автор сценария фильма «В шесть часов вечера после войны») в 1930-е с успехом шла на сценах всей страны, а сейчас почти никому не известна. Это история о двух инженерах, которые строят ГЭС. Один просто делает свое дело, а другой настолько честолюбив, что готов прославиться на строительстве даже ценой смерти. В пьесе режиссер Константин Богомолов разглядел голливудские каноны: «задача команды спектакля не рисовать впрямую ужасы сталинизма, а воспроизвести наш советский «Ла-Ла Лэнд».
«Нам не страшен серый волк» Евгения Марчелли
Поставив пьесу Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вулф?», режиссер Евгений Марчелли вернул ей авторское название — «Нам не страшен серый волк». Главные герои спектакля — дочь ректора университета Марта и ее супруг Джордж — затевают странные игры, мучая и унижая друг друга. Как-то вечером они приводят гостей — молодоженов Ханни и Ника, нежно влюбленных друг в друга. Молодая пара еще не знает, что им предстоит стать «подопытными кроликами» в изощренном психологическом эксперименте.
«Три дня в деревне» Олега Рыбкина
Режиссер Олег Рыбкин — знаток модернистской западноевропейской драматургии и первооткрыватель зарубежных пьес на отечественной сцене. Он первым в России поставил пьесу автора британской «новой драмы» Патрика Марбера, написанную по мотивам «Месяца в деревне» Ивана Тургенева. Театр получил эксклюзивные права на постановку на год, и пьесу специально перевели на русский язык. Работа Рыбкина — история о любви, которая врывается в жизнь женщины как стихийное бедствие, заставляя страдать, совершать жестокие поступки и ломать судьбы других людей.
Смотрите также