Алла Демидова
Путь Аллы Демидовой не похож ни на чей другой. Ее не причислишь к какому-то определенному поколению, школе или учению. Она абсолютно самостоятельная творческая личность, неподвластная моде, конъюнктуре и политике.
Актриса равно состоялась в театре и кино, работала с лучшими режиссерами XX века: Юрием Любимовым, Анатолием Эфросом, Анатолием Васильевым, Теодоросом Терзопулосом, Джорджо Стрелером, Андреем Тарковским, Кирой Муратовой. Владимир Высоцкий чрезвычайно ценил Демидову как партнера по сцене. При этом размышления актрисы о своей актерской судьбе, о сыгранных ролях содержат беспощадную самокритику. Алла Сергеевна — человек рефлексирующий, она держит дистанцию не только в отношениях с другими людьми, но и с собственными профессиональными достижениями.
Мерить Аллу Демидову сугубо актерской меркой было бы неправильно. Она и литератор — причем не просто мемуарист, как многие актеры, но исследователь актерских техник, оригинальный интерпретатор и комментатор сюжетов истории театра, свидетельницей и участницей которых она была. Наконец, портретист: ее перу принадлежат интереснейшие воспоминания-размышления об Андрее Тарковском, Иннокентии Смоктуновском, Илье Авербахе, Сергее Параджанове. Демидову принято называть интеллектуалкой. Действительно, она все всегда пропускает через фильтр собственной личности, своих знаний. Она поступила на актерский факультет ВТУ имени Щукина, будучи уже взрослым человеком, выпускницей экономического факультета МГУ!
В «Щуке» Демидова угодила на тот самый курс, который в 1964 году стал основой труппы новой, любимовской Таганки. Довольно долго актриса играла крошечные роли и выступала в массовке. Кинематограф первым оценил актрису. В 1966-м она сыграла главную роль в фильме Игоря Таланкина по автобиографической повести Ольги Берггольц «Дневные звезды». Работа была трудной — нужно было сыграть поэта, найти зримый эквивалент процессу рождения стихов. И Демидовой это удалось. Их сотрудничество с Таланкиным продолжалось много лет. Алла Демидова сыграла в его фильмах важные роли, о которых, увы, вспоминают не так часто: скромную Пашеньку в «Отце Сергии», дочь баронессы фон Мекк в биографической драме «Чайковский», мать красавицы Лиды в картине по рассказам Виктора Астафьева «Звездопад», наконец, эмансипе Анну в фильме «Время отдыха с субботы до понедельника». Аллу Демидову пробовал на роль Хари в «Солярисе» Андрей Тарковский, но поработать с ним актрисе удалось на следующей картине: в «Зеркале» Демидова сыграла небольшую, но чрезвычайно важную роль сослуживицы матери героя. К тому времени ею уже были сыграны Аркадина в «Чайке» Юлия Карасика, украинская поэтесса Леся Украинка в фильме Николая Мащенко «Иду к тебе», умная и несчастная Катя, жена конъюнктурщика от медицины, — в картине Ларисы Шепитько «Ты и я». В конце 60-х — начале 70-х и в театре Демидовой стали давать значительные роли — Эльмиры в «Тартюфе», Гертруды в «Гамлете». В 1974 году на постановку «Вишневого сада» в театр был приглашен Анатолий Эфрос. Демидова сыграла в его спектакле Раневскую.
Читайте также:
После драматического разделения Театра на Таганке Демидова предпочла дистанцироваться от «линии фронта», ушла в собственные проекты — создала «Театр А», где играла Федру (в спектакле по одноименной пьесе Марины Цветаевой), Медею (в версии Хайнера Мюллера «Медея-материал»), Гамлета в композиции «Гамлет-урок». В 2000-х начался ренессанс Демидовой в кино, она снялась в фильмах Киры Муратовой «Настройщик», «Вечное возвращение», сыграла легендарную актрису Алису Коонен в фильме Бориса Бланка «Смерть Таирова», Мурзавецкую в картине Игоря Масленникова «Русские деньги» по пьесе Островского «Волки и овцы». В последние годы Алла Сергеевна в основном выходит на публику со своими авторскими чтецкими программами.
Смотрите также