Главные фильмы Киры Муратовой
Кира Муратова за свою жизнь создала 20 фильмов — авангардных, артхаусных, неоднозначных. В ее картинах снимались Владимир Высоцкий и Рената Литвинова, Олег Табаков и Алла Демидова. В фильмографии режиссера такие шедевры, как «Астенический синдром», «Три истории», «Настройщик». Портал «Культура.РФ» рассказывает о пяти значимых фильмах режиссера.
«Короткие встречи»
Кира Муратова не только была режиссером и одним из сценаристов фильма, она сыграла жену главного героя. Утвержденная на эту роль актриса Антонина Дмитриева заболела — и ее заменила Муратова. Актер, который должен был сыграть геолога Максима, тоже поменялся: Станислав Любшин отказался от «Коротких встреч» ради съемок в сериале «Щит и меч». Тогда на эту роль позвали Владимира Высоцкого. Он писал об этом жене Людмиле: «А на следующий день (это еще пока в Одессе) дали мне почитать еще один сценарий, режиссер женщина. Кира Муратова, хороший режиссер, хороший сценарий, хорошая роль, главная и опять в бороде (фотография оттуда), сделали кинопробу, дали за нее денег. Посмотрели: хорошо я сыграл, хорошо выглядел, хорошо говорили (ударение следует делать на слове хорошо)».
Первый фильм Киры Муратовой вышел на экраны в июле 1967 года. Правда, его показывали только в киноклубах и небольших кинозалах, а потом и вовсе убрали на полку. В массовом прокате картина появилась спустя 20 лет — в 1987 году ее посмотрели более 4 миллионов зрителей. В 2001 году ленту показали на Международном кинофестивале в Сан-Франциско.
«Астенический синдром»
В конце 1980-х годов на экраны вышел один из самых известных фильмов Киры Муратовой — «Астенический синдром». Критики называли его «шедевром пессимизма» и «социальным диагнозом». Фильм состоит из двух киноновелл — черно-белой и цветной. Каждую часть фильма можно считать самостоятельным произведением.
Несмотря на ограниченный показ ленты в Советском Союзе (из-за нецензурной лексики в фильме), картина взяла «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале 1990 года. В этом же году «Астенический синдром» получил премию «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм».
«Астенический синдром» был энциклопедический фильм. Я смотрела его снова недавно, с любопытством смотрела. Забыла уже: боже, вот это да, сколько же там всего, сколько мелочей! Он снимался как мозаика, я вообще люблю этот способ. Он производит впечатление большой формы, но это иллюзия. Просто кусочков мозаики так много и они такие разные, что создается впечатление шири. Многое я забыла. Но помню, как снимала. Мне было очень хорошо. Мне было прекрасно. Это была роскошь. Помню, мы снимали-снимали-снимали, и деньги кончились — ведь он запускался как одна серия, а мы наснимали больше. Поехали в Госкино в Москву, и вдруг мне Армен Медведев говорит: «Ну что вы огорчаетесь, Кира! Такая угрюмая приехали! Снимайте вторую серию! Снимайте сколько хотите». Это было поразительно»
Кира Муратова
Читайте также:
«Три истории»
Артхаусный фильм «Три истории» вышел в прокат в 1997 году. В его основе — три новеллы об убийствах: «Котельная №6», «Офелия», «Девочка и смерть». В этих историях нет логики: убийцами становятся люди, на первый взгляд не способные на преступление.
Сценарии к новеллам Кира Муратова попросила придумать знакомых: с каждого — по рассказу о преступлении. Первую историю написал Игорь Божко. Сценарий «Офелии» — Рената Литвинова, она же исполнила главную роль во втором фильме. «Девочку и смерть» написала Вера Сторожева. В последней новелле сыграл Олег Табаков. В 1998 году он был номинирован на премию «Ника» за лучшую мужскую роль второго плана.
«Настройщик»
Одна из самых успешных картин в фильмографии Киры Муратовой — криминальная история «Настройщик». Фильм снят на основе мемуаров криминалиста царских времен Аркадия Кошко, лучшего сыщика мира по заключению конгресса криминалистов 1913 года.
Главную роль — уже третью в фильмах Муратовой — исполнила Рената Литвинова. Ее возлюбленного, настройщика роялей, сыграл Георгий Делиев. Фильм участвовал во внеконкурсной программе 61-го Венецианского фестиваля, а также получил несколько номинаций кинопремии «Ника».
«Самый уравновешенный и самый безупречный фильм Муратовой после «Коротких встреч». И Литвинова в режиссерской узде, и пара мошенников, не уступающая паре Быков — Санаева в «Приключениях Буратино», и пара жертв — простоватая Кабирия–Русланова и бонтонная дама — Демидова, и «гуманное место» (выражение Эйхенбаума о том, как сделана «Шинель») в конце, полное авторской иронии и сочувствия по отношению к героине»
Кинокритик Виктор Матизен
«Вечное возвращение»
Мировая премьера последней картины Киры Муратовой прошла на Римском кинофестивале 2012 года. В этом же году фильм стал лауреатом премии «Ника» «За лучший фильм стран СНГ и Балтии».
В центре сюжета — бесконечные кинопробы, в которых повторяется одна и та же сцена. Встречу бывших однокурсников — мужчины и женщины — играют разные актерские пары. Он возвращается к ней спустя много лет, а Она никак не может понять, кто перед ней: ведь у героя был брат-близнец.
В комедии снова снялась Рената Литвинова, Олег Табаков, Алла Демидова, Георгий Делиев и другие. Музыку к фильму написала Земфира.
«Я вообще считаю, что больше не буду снимать кино. Просто по своим личным причинам, не из-за политики. Здоровье мое ушло, и этой работе я больше не могу в таких условиях предаваться. Я ее очень люблю, но это тяжелый физический труд… Особенно после «Мелодии для шарманки», которую мы снимали ночью, зимой, с детьми. Это было так разрушительно для организма, что я еще тогда решила: заканчиваю»
Кира Муратова
Автор: Евгения Ряднова
Смотрите также