Нина Ургант и ее героини
Экранные и театральные образы Нины Ургант. От королевских особ в театре до медсестры на экране, чья песня под гитару вот уже более 40 лет вызывает слезы на глазах. За свою творческую жизнь народная артистка России сыграла более 80 ролей, и большинство из них — женщины нелегкой судьбы.
Нинка-артистка
Родилась Нина Ургант на границе с Эстонией — в городке Луга Ленинградской области. У отца будущей актрисы были эстонские корни, отсюда и фамилия. Семья военнослужащего переезжала много. Война застала Ургантов в латвийском Даугавпилсе. Выжить в оккупированном городе удалось, скрываясь от облав.
Талант будущей актрисы раскрылся уже в школе. Она читала стихи, играла на гитаре и пела песни военных лет. Получив прозвище «Нинка-артистка», решила закрепить его дипломом театрального вуза, но перестраховалась. Поехала в Ленинград и подала документы одновременно в Педагогический, Политехнический институты и даже в слесарную школу, но учиться все же пошла в Ленинградский театральный институт — нынешнюю Академию театрального искусства.
Талант будущей актрисы раскрылся уже в школе. Она читала стихи, играла на гитаре и пела песни военных лет. Получив прозвище «Нинка-артистка», решила закрепить его дипломом театрального вуза, но перестраховалась. Поехала в Ленинград и подала документы одновременно в Педагогический, Политехнический институты и даже в слесарную школу, но учиться все же пошла в Ленинградский театральный институт — нынешнюю Академию театрального искусства.
Театры Нины Ургант
По распределению молодая актриса попала в Ярославский академический театр имени Волкова, заняв нишу ведущей лирической героини. Проработала в старейшем театре страны всего год и по приглашению художественного руководителя Георгия Товстоногова поступила в труппу Ленинградского театра имени Ленинского комсомола.
Пришлась ко двору новая актриса не сразу, а после роли Оленьки в картине «Укротительница тигров». Это в театре, а вот в кино после легкомысленной героини новой значительной роли пришлось ждать семь лет.
Главные роли и премьера за премьерой. На счету Нины Ургант в ленинградском «Ленкоме» более десятка ролей: Галя Дадыдова в спектакле «В добрый час», Наташа в «Униженных и оскорбленных», Лушка в «Поднятой целине», Клава в постановке «Один год»… Сменила актриса театр в разгар столь успешной карьеры в 1962 году ради роли Инкен Петерс в драме Герхарда Гауптмана «Перед заходом солнца».
Играла эту роль Нина Ургант на протяжении десяти лет — в театре тогда еще имени Пушкина, нынешнем Александринском. Да так и осталась на этой сцене, пополнив коллекцию сценических образов двадцатью постановками. Это работы по классическим пьесам — от Шекспира до Достоевского и современных авторов — от Константина Симонова до Эдварда Радзинского. Все роли имели неизменный успех у зрителя. Среди любимых — образы по произведениям Антона Павловича Чехова: Раневская в пьесе «Вишневый сад», Маша в «Чайке».
Кинобиография
«Вступление» — первый фильм большой кинороли для актрисы. Героиня Нины Ургант ищет большую любовь, оставляя семью на втором плане. Писательница Вера Панова создавала образ как отрицательный, но Нина Николаевна разглядела в нем и воплотила на экране трогательные черты. Сама актриса считает эту роль одной из лучших в своей фильмографии. Но главное экранное амплуа актрисы — роли военные.
«Я так волновалась, что к съемке похудела на 15 килограммов. Режиссер все объяснил, я приготовилась. А когда начали снимать и взяла похоронку — не закричала, не заплакала. Просто вдруг повернулась и пошла, ничего не видя, карабкалась по поленнице дров, пока не провалилась куда-то и не замерла…» — вспоминала актриса работу над фильмом «Я родом из детства».
Люся из картины «Я родом из детства», овдовевшая в День Победы, Анна Михайловна в фильме «Сыновья уходят в бой», потерявшая во время оккупации сыновей, и особо любимая зрителями роль медсестры Раи из ленты «Белорусский вокзал». Снова потеря — любимого комбата и песня на стихи Булата Окуджавы «Нам нужна одна Победа»…
«Я так волновалась, что к съемке похудела на 15 килограммов. Режиссер все объяснил, я приготовилась. А когда начали снимать и взяла похоронку — не закричала, не заплакала. Просто вдруг повернулась и пошла, ничего не видя, карабкалась по поленнице дров, пока не провалилась куда-то и не замерла…» — вспоминала актриса работу над фильмом «Я родом из детства».
Люся из картины «Я родом из детства», овдовевшая в День Победы, Анна Михайловна в фильме «Сыновья уходят в бой», потерявшая во время оккупации сыновей, и особо любимая зрителями роль медсестры Раи из ленты «Белорусский вокзал». Снова потеря — любимого комбата и песня на стихи Булата Окуджавы «Нам нужна одна Победа»…
Началась история фильма с телевизионной передачи «Рассказы неизвестных героев», которую вел отец режиссера ленты, бывший фронтовик Сергей Смирнов. Тысячи неизвестных героев, вернувшихся из забвения, вдохновили на создание картины. «Однополчанами» стали Евгений Леонов, Алексей Глазырин, Анатолий Папанов, Всеволод Сафонов и Нина Ургант.
Изначально режиссер намеревался снимать Ию Саввину, а Госкино настоятельно предлагало Инну Макарову, уже после того, как была отснята большая часть картины. И лишь когда режиссер написал отказ от работы над фильмом, утвердили Нину Ургант. В итоге под песню «Батальон» роняли слезы не только участники съемочной группы, но и зрители. Ведь каждый образ актриса переживала всем сердцем.
Творческая династия
Актерскую профессию выбрал сын Нины Ургант и Льва Милиндера — Андрей Ургант, успешным шоуменом стал внук Иван.
«Наш дом всегда заполнялся творческими людьми. Здесь бывали Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Алла Покровская и другие известные актеры. Естественно, сын и внук жили в этой атмосфере и выбрали себе эту профессию». Подрастают у актрисы и правнучки — Валерия и Нина Ургант… Атмосфера в семье по-прежнему творческая, а значит, есть и надежда на продолжение актерской династии.
«Нина удивительный, уникальный актерский инструмент. Страдивари. Все давалось ей без мучений, без напряга… Пелось и пелось. Это самое замечательное, что может быть в работе с актером. Работать с Ниной Ургант каждый раз было сплошным удовольствием. В ее облике — удивительное сочетание легкости, смешливости, женского озорства и глубоко запрятанной трагичности. И это не от ролей, а от человеческого существа, от строя ее души».
Режиссер Игорь Таланкин
Смотрите также