Отец Сергий
Это вторая в истории отечественного кино экранизация одноименной повести Л.Н. Толстого. Первый «Отец Сергий» появился на экранах в 1918-м году — это был немой фильм одного из пионеров русского кино Якова Протазанова. Главную роль сыграл в нем любимец публики, красавец Иван Мозжухин. Актер был совершенно органичен в обеих ипостасях своего героя — блестящего аристократа и монаха-отшельника. Когда же режиссер Игорь Таланкин пригласил на роль Касатского Сергея Бондарчука, этот выбор сильно сковал его. Актеру было под шестьдесят, и даже в эпизодах начала монашеской жизни отца Сергия он выглядел ощутимо старше героя. В сценах детства и отрочества Касатского, конечно, снимались юные дублёры, а такая важная часть повествования, как жизнь князя при дворе, сватовство к Мэри Коротковой, как-то скукожена — по причине того, что 20-летнего Касатского Бондарчук уж никак не мог играть.
Итак, внимание авторов фильма сосредоточилось на монашеском пути бывшего князя. Блестящий молодой военный пережил страшное разочарование (узнал, что его невеста, фрейлина императрицы была любовницей царя), оставил свет, принял послушание, а потом и постриг в монастыре. Теперь он отец Сергий. Но слухи о его прошлом будоражат любопытных, приводят в монастырь ненавистных ему гостей. Отец Сергий уходит еще дальше от мира, живет в скиту, один. Но и туда протаптывают тропинки экзальтированные посетительницы, родственники болящих… А главное — суровая аскеза не искореняет страстей, желания продолжают бушевать в могучем теле, в душе отца Сергия. Тогда он просто берет котомку и уходит, куда глаза глядят.
Фильм Игоря Таланкина неплохо прошел в советском прокате, но критики отмечали отсутствие в нем сопричастности антиклерикальному дискурсу Толстого, да просто должного градуса волнения. «И, может, не случайно эта вполне добротная по культурному уровню версия прозы Толстого лишена всё же требуемой одержимости, страстности, накала душевных испытаний, выпадающих на долю человека, который исступлённо ищет не столько успокоения и забвения, сколько правды жизни и смысла бытия», — считает киновед Сергей Кудрявцев. Сергей Бондарчук в роли отца Сергия больше проповедник, нежели человек, одолеваемый страстями. Холодна и бесстрастна фрейлина Мэри в исполнении Валентины Титовой. Зато Людмила Максакова ярко сыграла горе-обольстительницу Маковкину, которая заключает со своими друзьями пари, что проведет ночь в скиту знаменитого отца Сергия. Небольшую, но важную роль замечательно исполнила в фильме Алла Демидова. Актриса, которую мы привыкли видеть в образах резковатых, холодных и закрытых женщин, сыграла тут мягкое, доброе существо — сестру Касатского Прасковью. К ней он приходит, когда уже мочи нет оставаться в скиту, и у нее находит сочувствие, прощение детских обид.
«Отец Сергий» снят операторами Георгием Рербергом и Анатолием Николаевым в неяркой, будто акварельной гамме, а эпизоды воспоминаний детства и визита к сестре Пашеньке и вовсе черно-белые, визуально отделенные от основного жизнеописания героя.