История одного здания: Елисеевский магазин в Санкт-Петербурге

Сегодня Елисеевский магазин — одно из самых узнаваемых зданий на Невском проспекте. Однако в начале XX века петербуржцы ругали его за вычурность, называли «монстром» и «купеческим модерном». Рассказываем, что располагалось на углу Малой Садовой улицы и Невского проспекта до Елисеевского магазина, как с этим зданием связаны народовольцы, что находилось в доме после революции и во время блокады Ленинграда и как здесь появился Театр комедии.

Доходный дом и место покушения на императора

Участок в центре Петербурга на углу Малой Садовой улицы и Невского проспекта был застроен с XVIII века. Его владельцы постоянно менялись. Первый дом здесь возвел Иван Апайщиков — богатый купец, который удостоился звания «Именитый гражданин Санкт-Петербурга». Во времена Екатерины II обладатели этого почетного титула получали много привилегий. Например, они могли «иметь сады, загородные дворы, ездить в карете парою и четверною; не запрещалось заводить и содержать фабрики, заводы, всякие морские и речные суда». А именитый гражданин в третьем поколении мог получить дворянство.
Апайщиков построил на участке трехэтажный дом. После его смерти здание несколько раз меняло владельцев. Его купил сначала сенатор Дмитрий Баранов, затем здесь открылись чайная, магазины вин и итальянских товаров. Потом постройкой владел граф Георгий Менгден. В 1863 году к ней добавили еще два этажа. В здании разместилась редакция журнала «Военный сборник», которой руководил литературный критик Николай Чернышевский.
Во второй половине XIX века в доме открылась кофейня, где часто собирались народовольцы — участники незаконной политической партии «Народная воля», которая стремилась начать в стране демократические реформы. Революционеры считали, что принудить правительство к этим переменам можно с помощью террора. Поэтому они постоянно устраивали покушения на императора и высокопоставленных чиновников.
Из этого здания революционеры могли наблюдать, как по Невскому проспекту проезжал Александр II — из Зимнего дворца в Михайловский манеж. Император часто пользовался этим маршрутом, потому революционеры и заинтересовались домом. Члены «Народной воли» Анна Якимова-Диковская и Юрий Богданович под именем супругов Кобозевых сняли у Менгдена полуподвальное помещение. Арендодателю они сообщили, что хотят открыть лавку сыров. Комната была в плохом состоянии, в подвале стояла вода. Поэтому супруги якобы занялись ремонтом. На самом деле народовольцы рыли подкоп к середине Малой Садовой улицы, чтобы заложить там мину. Работа была сложной: под улицей проходили канализационные и водопроводные трубы. К тому же здание находилось в самом центре города, поэтому работали революционеры только ночью, чтобы их не заметили.
Народовольцы смогли установить мины, но в день покушения, 13 марта 1881 года, император сменил маршрут и взрыв на Малой Садовой не произошел. Однако в этот же день было совершено другое покушение на Александра II. Когда царь проезжал по набережной Екатерининского канала (сейчас — канал Грибоедова), революционер Николай Рысаков бросил в его карету бомбу. От взрыва Александр II не пострадал. Он решил переговорить с задержанным преступником. В этот момент вторую бомбу в императора кинул Игнатий Гриневицкий. И сам народоволец, и император получили смертельные раны. От них Александр II скончался через час в Зимнем дворце.
О тайной комнате революционеров историк Лев Лурье писал: «16 марта… исчезновение [Богдановича и Якимовой-Диковской] было обнаружено. Полиция вскрыла двери и обнаружила на прилавке деньги с запиской: «Эта сумма полагается мяснику за мясо, забранное для кота». Нашли подкоп, галерею, на следующий день извлекли мину. Проглядевший подготовку к террористическому акту генерал Мровинский был разжалован военным судом» (генерал-майор Константин Мровинский в те годы был начальником технической службы городской полиции Петербурга и пропустил подготовку к теракту. — Прим. ред.).
Вскоре после покушения на императора здание купила баронесса Елена Мейендорф. В 1890-е годы здесь работали магазин, ломбард и ресторан, а на верхних этажах сдавались квартиры.

«Домашний архитектор Елисеевых»

В 1898 году дом на углу Малой Садовой и Невского проспекта купил Григорий Елисеев, глава торгового товарищества «Братья Елисеевы». Купцы разбогатели, когда начали продавать в России иностранное вино. Во Франции и Испании они покупали урожай винограда, на заграничных складах Елисеевых он проходил первоначальную обработку. Затем виноград привозили в Санкт-Петербург. Уже здесь готовили вино, которое выдерживалось в подвалах Елисеевых на Васильевском острове. Общая протяженность этих складов превышала километр. Готовые алкогольные напитки продавались в магазинах Елисеевых в Москве, Петербурге, Казани и других крупных городах, на Нижегородской ярмарке.
Кроме вина здесь можно было купить деликатесы и сигары из-за границы. У Елисеевых продавались устрицы, французские трюфели, тропические фрукты, бельгийский шоколад. В их магазинах можно было найти и продукцию русских фабрик: кондитерские изделия, красную рыбу, икру. А еще купцы одними из первых открыли доставку. По Петербургу они развозили заказы из своих магазинов в течение часа.
В 1900 году Елисеевы поручили перестроить здание на пересечении Малой Садовой улицы и Невского проспекта архитектору Гавриилу Барановскому, который к тому времени работал на купцов уже более десяти лет. По их заказу Барановский построил несколько доходных домов и особняк на Биржевой линии, за что современники даже прозвали его «домашним архитектором Елисеевых».
Гавриил Барановский реконструировал постройки во дворе здания, фасад, который выходил на Малую Садовую, и правый корпус на Невском проспекте. Все сооружения он оформил в едином неоклассическом стиле. У корпуса на Невском проспекте появились большие витрины. А еще Барановский украсил фасад рустовкой — облицовкой в виде плотно пригнанных друг к другу необработанных камней.

«Купеческий модерн» на Невском проспекте

Основное здание на углу возвели в 1902–1903 годах. Гавриил Барановский выбрал для него популярный тогда стиль модерн. Заказчики хотели, чтобы здание выделялось на фоне улицы и привлекало потенциальных покупателей необычным внешним видом. В плане дом представлял куб. Фасад, который выходил на Невский проспект, Барановский оформил большой аркой. Прямо над ней расположился горельеф в виде женской головы. Специально для здания скульптор Амандус Адамсон создал четыре статуи — «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука».
Промышленность и торговлю олицетворяли римские боги Вулкан и Меркурий. В статуях Елисеевы решили показать достижения своей династии. По их просьбе у ног «Торговли» Адамсон разместил якорь, символ покорения морских путей. Он напоминал о том, что Елисеевы построили собственный торговый флот, чтобы быстрее доставлять заграничные товары в Россию. Статую «Искусство» возвели, чтобы показать: купцы жертвуют много денег на благотворительность. А «Промышленность» и «Наука», по задумке заказчиков, символизировали новаторство. Елисеевы модернизировали свое производство, применяли самые современные на тот момент технологии.
Фасады Елисеевского магазина облицевали розовым камнем. Здание украсили растительные орнаменты, небольшие балконы прямо над витринами, кованые стебли и листья.
Внутри здание было декорировано зеркалами, бронзовыми светильниками, витражами и лепниной. На первом этаже располагались три торговых зала. На втором — Международный коммерческий и Русско-китайский банки. Там же Григорий Елисеев открыл Общедоступные коммерческие курсы. Лекции здесь читали известные экономисты и предприниматели. Они рассказывали, как открыть и развить свое дело.
Еще в одном зале проводили спектакли и концерты. Здесь была своя театральная сцена, партер на 480 мест и три ложи. Журнал «Театр и искусство» писал: «Зал веселенький и пестренький и для веселого жанра чрезвычайно пригодный. <…> На место… жаловаться нельзя: и центрально, и глаз веселит, и воздуха много».
На третьем этаже открылся личный ресторан Елисеевых. В нем обедали только члены династии, их родственники и друзья. В подвале владельцы устроили винный погреб и склад и установили новейшие на тот момент холодильники.
Здание торжественно открыли и освятили 7 сентября 1903 года. На церемонию принесли икону Казанской Божией Матери из Казанского собора.
Современники посчитали дом слишком вычурным. В прессе его прозвали «купеческим модерном». Елисеевых критиковали за то, что дом их товарищества слишком выделялся на фоне застройки Невского проспекта. В то же время неподалеку открылся дом компании «Зингер». Поэт Георгий Иванов назвал оба здания «монстрами».
Понемногу открывается новый дом Елисеева, что против памятника Екатерины на Невском. Многие нарочно ездят на верхах конок, чтобы полюбоваться этим зданием, предназначенным, к сожалению, не для музея или театра, а для магазина — монстра по части выпивок и закусок. По углам этого нового дворца высятся громадные бронзовые статуи: Торговля, Промышленность и, вероятно, Искусство и Просвещение. Первые две уместны и понятны, а при чем вторые две? Вероятно, Елисеев полагает, что искусство и просвещение тоже будут помещаться в его дворце; что ж, он прав: чем не искусство — искусство выпить и чем не просвещение — знание, чем закусить? Облупленный Александринский театр угрюмо выглядывает из-за сквера напротив в виде иллюстрации к тому, что такое в наш век искусство и что выпивка.
Сергей Минцлов. «Петербург в 1903–1910-х годах. Дневник»
В первой половине XX века в доме торгового товарищества «Братья Елисеевы» работали ломбард, магазины одежды, счетоводные курсы, акционерное общество «Борьба с огнем». В концертом зале на втором этаже свои спектакли показывали театр «Невский фарс», коллектив актрисы Валентины Лин, «Современный театр».

Гастроном, «Окна ТАСС» и театр

После революции 1917 года торговое товарищество «Братья Елисеевы» стало собственностью государства, а многие представители династии покинули Россию. Однако в здании на Невском проспекте продолжил работать продуктовый магазин. Большевики поменяли его название на «Гастроном №1 «Центральный».
На втором этаже в 1920-х свои представления давали Малый драматический театр, коллективы «Гротеск» и «Музкомедия». Постоянного владельца помещение на втором этаже получило в 1929 году. Сюда въехал Ленинградский театр сатиры под руководством Давида Гутмана. Первым представлением труппы в стенах Елисеевского магазина стал спектакль «Шулер» по пьесе Василия Шкваркина. В постановке участвовал артист Леонид Утесов со своим джазовым оркестром.
В 1931 году учреждение объединили с театром «Комедия» Степана Надеждина. Его ведущей актрисой была популярная тогда артистка Елена Грановская, а в репертуар труппы входили в основном комедии и водевили. Однако театр не пользовался популярностью. Современники называли его «самым плохим» в Ленинграде. Тогда новым руководителем коллектива назначили художника Николая Акимова. Ему чиновники поставили условие: всего за год сделать театр одним из самых посещаемых в городе. Акимов пригласил в труппу новых актеров, много экспериментировал с репертуаром и в итоге добился популярности. В 1940-х в этом театре состоялись премьеры постановок «Тень» и «Дракон» по одноименным пьесам Евгения Шварца.
Театр не перестал работать даже в блокаду. Из бывшего Елисеевского магазина он переехал в здание Большого драматического театра — там было бомбоубежище. Спектакли в доме все равно шли. Их давали Театр музыкальной комедии и Городской (Блокадный) театр.
А большие витрины здания на Невском проспекте в войну использовали художники. 24 июня 1941 года здесь повесили первый агитационный плакат из серии «Окна ТАСС»: «Напал гад на наш сад. Что надо? Убить гада!» Его создал художник Виктор Слыщенко, а текст придумал редактор Георгий Кофман. С тех пор витрина гастронома №1 стала главным стендом для «Окон ТАСС».
В 1941 году над плакатами работали Виктор Слыщенко, Николай Игнатьев, Моисей Ваксер, Виктор Григорьев и Петр Горбунов. Однако в блокадную зиму некоторые художники уехали в эвакуацию, другие отправились добровольцами на фронт. Последний из оставшихся карикатуристов, Моисей Ваксер, умер в феврале 1942 года. После этого несколько месяцев над «Окнами ТАСС» работал один человек — Василий Селиванов. Он не только создавал плакаты, но и сам покупал краску и вывешивал готовые работы в витринах гастронома №1. Материалов не хватало. Часто плакаты приходилось печатать на старых обоях и газетах, а вместо красок использовать сажу. Поэтому в блокадных работах так много черного цвета. Иногда Селиванову помогали карикатуристы Борис Лео и Владимир Гальба, а в 1943 году штат «Окон ТАСС» наконец-то расширили. В него вошли художники Петр Магнушевский и Сергей Панкратов.
После войны Театр комедии Николая Акимова вернулся в здание на Невском проспекте. Коллектив выступает здесь и сейчас. В 2000-е его помещения отреставрировали. А на первом этаже дома торгового товарищества «Братья Елисеевы» и сегодня работает продуктовый магазин.

Автор: Анастасия Войко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна