Карл Росси
Годы жизни: 29 декабря 1775 - 18 апреля 1849
Страна: Италия
Сфера деятельности: Архитектор
Содержание
Архитектор, создавший современный облик Санкт-Петербурга, автор смелых проектов и, как бы сейчас сказали, урбанист, приведший городское пространство «в правильность» — Карл Росси не имел не только звания профессора Академии художеств, но даже собственной квартиры.
Амбициозный юноша
Карл Росси родился в Неаполе 18 декабря 1775 года. Его матерью была выдающаяся балерина Гертруда Росси, а отчимом — танцовщик Шарль Ле Пик. Когда Росси было 11 лет, его семью пригласили в Санкт-Петербург. Родителям Карла Росси благоволил император Павел I — от него семья получила в дар земельный участок в Павловске, где в это время архитектор Винченцо Бренна возводил новый дворец для императора. Карл хорошо рисовал, Бренна заметил это и взял еще совсем юного Росси в ученики. В 1795 году Росси стал чертежником в Адмиралтейской коллегии архитектуры. Со следующего года Бренна принял его помощником на строительство Михайловского дворца. В 1802 году Карл отправился в заграничную командировку во Флорентийскую академию, завершать обучение. В Петербург Росси вернулся через два года и сразу разработал амбициозный проект — план переустройства набережной Адмиралтейства. Но высшие инстанции проект сочли слишком легкомысленным, и звание архитектора Росси не получил. Его определили на фарфоровый завод, где он проработал художником два года, после чего все же добился звания архитектора. В 1808 году Росси отправился в Кремлевскую экспедицию, во время которой возвел в Москве несколько зданий, но все они, включая деревянный театр, сгорели при пожаре 1812 года. После в Твери Росси построил Путевой дворец — и вернулся в Петербург.
Елагин остров
В Петербурге Росси занимался перестройкой зданий (Аничков дворец, павильоны в Павловске) и сделал еще один шаг по карьерной лестнице — в 1816 году архитектора назначили членом Комитета строений и гидравлических работ.
Острова вокруг Петербурга в то время почти не были застроены, в том числе и Елагин. Когда последний владелец, граф Орлов, решил продать остров, его распорядился выкупить Александр I. Его мать, вдовствующая императрица Мария Федоровна, уже не могла ездить в Павловск по состоянию здоровья, ей требовалась новая летняя резиденция поближе к городу. Проект перестройки поручили Карлу Росси, на тот момент (1818 год) он был уже придворным архитектором — во многом благодаря рекомендательному письму сестры Александра I Екатерины Павловны, для которой перестроил путевой дворец в Твери. Тогда Росси исполнилось уже 43 года, а его карьера только началась, как, впрочем, и семейное счастье: он женился на молодой девушке Софье Андерсон. Через два года архитектор написал прошение на имя императора об усыновлении четырех внебрачных детей и присвоении им его фамилии. Александр I просьбу одобрил.
Во время работы над ансамблем Елагина острова Росси учел в проекте все, вплоть до привычек Марии Федоровны. Вдовствующая императрица любила, чтобы на ночь ей читали вслух, и архитектор просчитал акустику помещений дворца. Смету Росси составил с небывалой точностью — указал ровно 1 587 632 рубля 40 копеек — и не выходил за ее пределы.
На территории острова зодчий, помимо дворца, возвел павильон на пристани, кухонный флигель, оранжереи, конюшенный корпус. Дворцовый парк был открыт для посещения «хорошо одетой публики», и Росси построил в нем музыкальный павильон, где по праздникам играл оркестр.
Михайловский дворец
В 1819 году младшему брату императора Александра I, Михаилу, исполнился 21 год. На строительство дворца для великого князя выделили 9 миллионов рублей — и Александр I поручил его Росси. Архитектор планировал проложить от Невы новую дорогу и открыть на дворец вид с набережной. Росси впервые не реконструировал чье-то здание и даже не был обязан «ставить» свой проект на чей-то фундамент — он начал самостоятельно формировать городское пространство. Для подъезда к дворцу от Екатерининского канала до Фонтанки он проложил еще одну улицу — Инженерную. Территории Михайловского дворца и Михайловского замка, на строительстве которого Росси работал с Винченцо Бренной, разделила Садовая улица. Работа над самим дворцом длилась шесть лет. Комиссия торопила архитектора — принципиальный Росси в ответ писал гневные письма. Требования комиссии переходили границы разумного: например, двум живописцам поручалось за полтора месяца расписать потолки во всех залах дворца, длина которого составляла 105 метров.
Дворец был открыт и освящен 30 августа 1825 года. А спустя четыре месяца Росси уже оформлял церемонию прощания с почившим императором Александром I, над эскизами которой он работал даже в день, когда произошло восстание декабристов.
Приведение площади в правильность
В том же 1819 году, когда Росси начал работать над Михайловским дворцом, вышло распоряжение императора о возведении правительственных зданий на Дворцовой площади. Главный проект столицы Александр I вновь поручил зарекомендовавшему себя архитектору. На закладной доске значилось: «Учинена закладка строению на площади для приведения оной в правильность». При этом Зимний дворец должен был остаться центром композиции. Росси расположил центральную арку Главного штаба напротив въезда в императорскую резиденцию, и таким образом вся площадь как бы развернулась к Зимнему. Два крыла здания, правда, получились разной длины, но и эту проблему Росси решил, зрительно выровняв западное и восточное крыло рядами колонн.
Через шесть лет после начала строительства архитектор начал работать над Триумфальной аркой — технически самой сложной частью проекта, но проект оказался «заморожен». В это время в Таганроге скончался Александр I, потом столицу потрясло восстание декабристов, наконец, на престол взошел Николай I. Через месяц после коронации Росси был удостоен аудиенции нового императора, который проект арки в целом одобрил, лишь кое-что скорректировав. Над аркой Главного штаба Росси планировал установить две женские скульптуры, держащие в руках герб. Композицию через несколько лет установили на здании Сената и Синода, а для Дворцовой площади Николай предложил колесницу с богиней Никой, запряженную шестеркой лошадей. Росси предстояло решить сложнейшую инженерную проблему: поставить на арку скульптурную группу весом 80 тонн. Идею решения предложил инженер Матвей Кларк: каркасы фигур отлили из чугуна, а остальное покрыли тонкими медными листами, что позволило уменьшить общий вес конструкции в пять раз.
Арку открыли 28 октября 1828 года. Росси наградили медалью и выдали 100 тысяч рублей на покупку дома, однако архитектор им не обзавелся: все деньги ушли на оплату долгов.
Улица зодчего Росси
В 1827 году Росси получил от императора заказ на строительство театра на Александринской площади. На этом месте стоял деревянный театр по проекту Бренны, который уже не мог вместить всех желающих. Росси предложил по-новому распланировать весь район от Фонтанки до Невского проспекта — и в итоге возвел ансамбль Александринской площади с театром, новым зданием Императорской Публичной библиотеки и двумя корпусами, образовавшими Театральную улицу (позднее — улица Зодчего Росси).
Вместе с инженером Матвеем Кларком архитектор разработал уникальные металлические конструкции перекрытий нового театра. Комиссия в новаторский ход не поверила и остановила строительство. Тогда Росси написал письмо министру Императорского двора, князю Волконскому:
Рисковать не стали: сперва построили модель, которую подвергли испытаниям с нагрузкой перед комиссией. Перекрытия выдержали их с блеском, и в апреле 1828 года началось строительство театра. Росси, как обычно, в чертежах прорисовал все детали — от мебели и фонарей до узоров на ограде сквера и цвета обивки театральных кресел. Театр при полном заполнении вмещал 1700 человек, однако Росси так спроектировал коридоры, проходы и 10 лестниц, что после спектакля здание быстро освобождалось.
К лету 1830 года у архитектора начались проблемы со здоровьем, и он должен был уехать за границу на лечение. Но денег не было — зато были долги, и Росси попросил у императора в счет будущего жалованья 12 тысяч рублей. 31 августа 1832 года состоялось открытие театра. Росси выплатили гонорар, а также отдали одну из лож в пожизненное пользование. Ее он потом сдавал — опять же, чтобы найти деньги.
Сенат и синод
Параллельно с ансамблем Александринской площади Росси с 1829 года работал над еще одним масштабным проектом. Здание Сената в Петербурге в то время располагалось на углу набережной и Петровской площади, где сейчас стоит Медный всадник. Здание Синода ютилось на противоположном берегу Невы. Император счел, что институтам необходимы более представительные строения, и объявил конкурс. В приказе значилось: «Сделать сии по образцу Генерального штаба и придать им характер, соответствующий огромности площади». В конкурсе приняли участие все знаменитые архитекторы Петербурга, кроме Росси. Император настаивал на его участии, зодчий в ответ отправлял прошения об отпуске, так как с 1816 года он фактически в одиночку держал на себе все строительство Петербурга. Кроме того, архитектор был человеком упрямым и принципиальным, он не привык, чтобы ему указывали, как нужно работать. Николай I считал, что он сам прекрасно разбирается в архитектуре (он получил образование инженера-фортификатора), и потому между ним и Росси часто возникали конфликты. Но, наконец, в 1829 году архитектор все-таки подал свой проект. Он объединил здания Сената и Синода в одно, соединив их аркой — одним из первоначальных вариантов арки Главного штаба. В 1835 году Сенат и Синод въехали в новое помещение.
За этот проект Росси не получил ни звания, ни наград. Только два выговора от императора — в том числе за грубые выражения в рапортах. Строительство Сената и Синода было очередным триумфом Росси, но еще до окончания строительства, в 1832 году, он написал прошение об отставке. И дело было не только в ухудшившихся отношениях с императором. Официально от замыслов архитектора никто не отказывался, однако средств на его масштабные проекты в казне не было. Да и самого Росси все чаще подводило здоровье: давал о себе знать почтенный возраст. Прошение архитектора приняли.
После 1832 года Росси время от времени входил в архитектурные комиссии и даже продолжал строить — например, возвел Юрьев монастырь в Новгороде. Архитектор скончался 18 апреля 1849 года в Санкт-Петербурге и сначала был похоронен на лютеранском Волковом кладбище, а в 1940 году его прах перезахоронили в Александро-Невской лавре.
В публикациях
Смотрите также