Комедия с большой буквы

С 1989 года Санкт-Петербургский театр комедии носит имя Николая Акимова. Впервые он принял руководство «самым плохим театром в Ленинграде» в 1935 году, в рекордные сроки сформировал новую труппу, поставил и оформил ряд блестящих спектаклей. Акимовский Театр комедии стал едва ли не самым популярным в Ленинграде. А в 1949 году его руководителя обвинили в «формализме» и «западничестве», сняли с должности. И, что примечательно, снова бросили на гиблый объект — назначили главным режиссером ленинградского Нового театра (впоследствии — Театра им. Ленсовета). И этому коллективу Акимов принес успех. Но как только представилась возможность вернуться в родной Театр комедии, Акимов ею воспользовался. Второй период его руководства продлился с 1956 по 1968 год, он кончился со смертью режиссера.
Логотип Театра комедии, рельеф которого определяет забавная большая буква «К», не стареет — а ведь Акимов создал его более полувека назад. Став режиссером, он не расставался с первой профессией, причем работал не только как театральный художник, но и как живописец, график, иллюстратор. Акимов учился во ВХУТЕМАСе в золотую пору революционного советского искусства, среди его педагогов были Добужинский, Яковлев, Шухаев. Он вошел в мир театра именно как художник, оформлял спектакли в родном Харькове, в стихийно возникавших театрах и кабаре Петрограда. Но вот случилось ему поставить спектакль — да еще какой, «Гамлета» — в молодом Театре им. Вахтангова. Постановка наделала много шума, мало кто принял оригинальную трактовку трагедии Шекспира, но всем стало ясно, что Акимов — режиссер.
Режиссер-художник Акимов имел преимущество: форма и содержание его спектаклей не вступали ни в малейший диссонанс. К самым главным спектаклям Акимова, безусловно, необходимо отнести первые постановки пьес Евгения Шварца «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо» — они были написаны драматургом специально для Театра комедии. Гоголевский «Ревизор», «Дело» Сухово-Кобылина, «Двенадцатая ночь» Шекспира — эскизы и фотографии сцен из этих спектаклей дают возможность увидеть, как изобретателен был Акимов-художник, как широки были его познания в области истории архитектуры, костюма. Соответствие исторической правде всегда сочеталось в его изобразительных решениях с яркой образностью. Не скучный бытовой реализм, но рождение метафоры из духа жизни — вот, пожалуй, формула художественного подхода Акимова к решению спектакля.
Акимовский Театр комедии славился своей труппой. Елена Юнгер, Лидия Сухаревская, Сергей Филиппов, Александр Бениаминов, Валерий Никитенко, Вера Карпова — эти актеры пришли в театр при Акимове и впоследствии назывались акимовцами. С 1954 года Николай Акимов преподавал в Ленинградском театральном институте, причем именно под него там было создано художественно-постановочное отделение. Педагогика занимала важное место в его жизни. Всю меру его ответственности за степень профессионализма и творческую реализацию будущих художников театра можно ощутить, читая книгу «Не только о театре» — она включает в себя статьи и заметки из записной книжки Николая Акимова. «Хорошие традиции именно тем и ценны, что каждое новое поколение вносит в них нечто новое, свое», — размышлял Акимов. — «Следует помнить, что сами по себе традиции еще не обеспечивают продолжателям их никакого успеха. Частный пример. Применение системы Станиславского не помогло еще ни одному бездарному режиссеру».
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна