Грузины как часть русской культуры

История культурных связей России и Грузии — вековая, насыщенная. Грузинские мотивы проникли в русскую литературу благодаря Пушкину
и Лермонтову
. Лучшие русские и грузинские поэты переводили стихи друг друга — с тем же трепетом и чувством ответственности, что испытывали при переводе произведений Шекспира, Ростана и Лорки.
Грузинский театр — абсолютный феномен, и он регулярно командирует в Россию своих «послов»: режиссеров, актеров, композиторов. Грузинское кино считалось в СССР элитарным, изысканным: сами кинематографисты и киноманы восхищались фильмами Отара Иоселиани, Тенгиза Абуладзе
, Георгия и Эльдара Шенгелая.
Тбилиси вырастил и отправил в большое плавание творцов, без которых не состоялась бы оттепель в нашем искусстве: поэта, барда Булата Окуджаву
, кинорежиссеров Марлена Хуциева
, Льва Кулиджанова
, великого театрального режиссера и педагога Георгия Товстоногова
, сценариста Анатолия Гребнева
. В Тбилиси родился, вырос и начал свой творческий путь скульптор Зураб Церетели
 — ныне его работы установлены в городах России и многих других стран. Вахтанг Кикабидзе, Нани Брегвадзе, Тамара Гвердцители — без их песен картина советской и нынешней российской эстрады была бы неполной. Оперные певцы Зураб Соткилава и Маквала Касрашвили, балетные артисты Николай Цискаридзе и Нина Ананиашвили составили гордость Большого театра
.
Поэт и бард Булат Окуджава. Ленинград, 1964 год. Фотография: Владимир Богданов / Мультимедиа Арт Музей, Москва
Режиссер Тенгиз Абуладзе (справа) и актер Давид Гиоргобиани на съемках художественного фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Музей кино, Москва
Режиссеры Отар Иоселиани (справа) и Андрей Тарковский. Москва, 1978–1980 годы. Музей кино, Москва
А еда? Ведь это тоже грань культуры. Грузинская кухня завоевала сердца советских граждан еще в 60-е годы, а сегодня каждый второй ресторан в Москве носит грузинское имя. Угостить мы вас, к сожалению, не можем, но в наших силах показать спектакли и фильмы, созданные замечательными мастерами грузинского происхождения или выходцами из Грузии — а она щедро делится с людьми любой национальности жизнелюбием, умением видеть красоту.

Литература

Грузия стала мощным источником вдохновения для опальных поэтов: в 1829 году Пушкин предпринял второе путешествие на Кавказ — на сей раз с заездом в Грузию. Он доехал до Тифлиса, где служили друзья его юности, многие — разжалованные в рядовые после участия в декабрьском восстании 1825 года. По свидетельствам друзей и биографов Пушкина, поэт пустился в то путешествие, чтобы заглушить боль от отказа: в апреле 1829-го он впервые посватался к Наталье Гончаровой
, но тогда ее родители не дали согласия на брак. Потому литературоведы склонны считать, что знаменитое стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» обращено к Натали.
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может
.
Илья Машков. Грузия. Казбек. Шат-гора и аул. 1920-е
Ирина Федосова. Монастырь Джвари. 1982
Илья Машков. Грузия. Казбек. Вид на гору Кабарджино и аул. 1920-е
Лермонтов в 1837 году был переведен в Нижегородский драгунский полк, который стоял в Грузии. Кстати, в немилость поэт попал из-за стихотворения на смерть Пушкина. На Кавказе Лермонтов начал писать роман «Герой нашего времени»
, там были задуманы «Мцыри»
и сказка «Ашик-Кериб»
, там вызрела вторая редакция поэмы «Демон»
. Собор в древней Мцхете описан Лермонтовым в поэме «Мцыри»:
Немного лет тому назад
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И ныне видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас
.
В Грузии родился и вырос Владимир Маяковский
. Будущий футурист учился в Кутаисской классической гимназии и довольно сносно говорил на грузинском. Когда в 1914 году Маяковский приехал в Тифлис, уже будучи известным российским поэтом, он обратился к слушателям на поэтическом вечере по-грузински — чем вызвал удивление и восторг. В Тифлисе и советском Тбилиси Маяковский бывал неоднократно. В 1924 году они с режиссером Котэ Марджанишвили планировали в Тбилиси постановку «Мистерии-буфф», но этот замысел не осуществился. В стихотворении, посвященном грузинскому коллеге, поэту Симону Чиковани, Маяковский признавался:
Только нога ступила в Кавказ,
Я вспомнил, что я — грузин.
Эльбрус, Казбек. И еще — как вас?!
На гору горы грузи!

Театр

Георгий Александрович Товстоногов вырос в Тбилиси, туда же вернулся после окончания ГИТИСа. С 1938-го по 1946-й работал в Тбилисском русском драматическом театре им. А.С. Грибоедова. Через десять лет он возглавил ленинградский БДТ
. Одним из самых любимых публикой спектаклей там стала «Ханума» по водевилю грузинского драматурга Авксентия Цагарели, дополненная стихами Григория Орбелиани. Колорит старого Тифлиса помогли создать верные соратники Товстоногова — художник Иосиф Сумбаташвили и композитор Гия Канчели.
Канчели работает и с режиссером Робертом Стуруа, который живет на две страны: Грузию и Россию. В Тбилиси Роберт Робертович руководит театром «Фабрика», в Москве работает с разными коллективами, но главная его сцена — театр Et Cetera
. В нашем архиве есть запись его знаменитого спектакля «Кавказский меловой круг»
по пьесе Бертольда Брехта. Он был поставлен в тбилисском Театре им. Шота Руставели в 1975 году. Вы можете увидеть запись, сделанную в 2004 году, когда спектакль был возобновлен.
Роман Нодара Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион» в 1963 году послужил основой для сценария к замечательному фильму Тенгиза Абуладзе. Обаятельная, трогательная история взросления сельского парнишки Зурико оказалась востребована и в театре. Смотрите на нашем портале спектакль Аркадия Каца «Я, бабушка, Илико и Илларион»
, поставленный в Ульяновском драматическом театре им. И.А. Гончарова
.
Слева направо: Владислав Стржельчик в роли князя Вано Пантиашвили и Ефим Копелян в роли Микича Котрянца в спектакле Георгия Товстоногова «Ханума». 1970-е годы. Ленинградский Большой драматический театр, Ленинград. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Кадр из художественного фильма Тенгиза Абуладзе «Я, бабушка, Илико и Илларион» (1963)
Александр Лазарев в роли Давида и Нина Тер-Осипян в роли Свекрови в спектакле Владимира Дудина «Кавказский меловой круг». 1964 год. Московский академический театр имени Владимира Маяковского, Москва. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Художник Нико Пиросманишвили — главный герой фильма Георгия Шенгелая «Пиросмани» и спектакля Эймунтаса Някрошюса «Пиросмани, Пиросмани…»
, который вы можете увидеть на нашем портале.
Поэма грузинского классика Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»
легла в основу либретто одноименного балета на музыку композитора Алексея Мачавариани. Смотрите спектакль Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова.
А комическая опера «Мусуси»
была написана композитором Отаром Тактакишвили специально для Камерного музыкального театра Бориса Покровского
и поставлена самим Покровским
в 1981 году. Сюжет наверняка напомнит вам любовную линию Котэ и Соны в «Хануме»
. Здесь тоже влюбленные Фефо и Михо преодолевают множество трудностей на пути к счастью.

Кино

Грузинская кинематография развивалась практически так же бурно и интересно, как российская. Когда в 60-х годах в советском киноведении заговорили о «национальных киношколах», грузинская среди них была уже самой оформленной, зрелой. Краткий курс истории грузинского кино — в документальном фильме «Азбука советского кино. Грузия»
. Также смотрите один из самых знаменитых фильмов раннего грузинского кино «Красные дьяволята»
Ивана Перестиани.
В Грузии начинал Михаил Калатозов
(в истинном виде его фамилия Калатозишвили) — режиссер эпохального фильма «Летят журавли»
. На родной тбилисской студии он снял две ленты, которые до сих пор непременно включают в ретроспективы грузинского кино: «Соль Сванетии» (1930) и «Гвоздь в сапоге» (1932).
А последним фильмом Михаила Калатозова стала «Красная палатка» — масштабная советско-итальянская постановка с европейскими и американскими звездами в основных ролях. Этот фильм Калатозов начал с оператором Леваном Пааташвили, замечательным мастером, который к тому времени снял, кроме прочих, фильмы «Чужие дети» с Тенгизом Абуладзе, «До свидания, мальчики!» с Михаилом Каликом. Однако сотрудничество Пааташвили с Калатозовым не сложилось, «Красную палатку» в итоге снял другой оператор. А Леван Пааташвили начал работу с Андреем Кончаловским
 — вместе они сняли ошеломительный, новаторский «Романс о влюбленных»
, потом — эпическую «Сибириаду»
.
Георгий Данелия
вырос, жил и живет в Москве, но любовь к Грузии, знание грузинского характера присутствует в его фильмах «Не горюй!», «Мимино»
. Бенжамен Глонти, Валико Мизандари — по сути, это один герой в разных эпохах. Ему присущи гордость, независимость, умение веселиться и сострадать. Главные роли в «грузинских» фильмах Данелии сыграл Вахтанг Кикабидзе — удивительный артист, чьим полем является не только кино, но и песенная эстрада.
Арчил Гомиашвили в роли Остапа Бендера в художественном фильме Леонида Гайдая «12 стульев» (1971)
Кадр из художественного фильма Георгия Данелии «Мимино» (1977)
Кахи Кавсадзе в роли Черного Абдуллы в художественном фильме Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» (1970)
Вообще, грузинская актерская школа щедро делилась с многонациональным советским кино. На нашем портале вы найдете фильмы с яркими работами Арчила Гомиашвили («12 стульев»
), Кахи Кавсадзе («Белое солнце пустыни»
, «Покаяние»
), Софико Чиаурели
(«Ищите женщину»
), Ии Нинидзе
(«Не горюй!»
).
Как когда-то фильм Михаила Калатозова «Летят журавли» «запустил» оттепель в советском кино, картина Тенгиза Абуладзе «Покаяние» «развязала» перестройку. История создания этого фильма — политический детектив. У нее был высокий покровитель в лице Эдуарда Шеварнадзе — и это спасло труд группы крамольного фильма, помогло «Покаянию» добраться до зрителя.
Значение Грузии в истории советского кино и театра велико. Радует, что деятели культуры независимых России и Грузии по-прежнему испытывают друг к другу интерес и уважение. Не так часто, как хотелось бы, но гастролируют театры — российские в Тбилиси, а грузинские — в Москве (частый гость в нашей столице — Резо Габриадзе
со своим тбилисским Театром марионеток). Новые грузинские фильмы регулярно оказываются в программах российских кинофестивалей. Грузинские актеры и режиссеры периодически работают в России, а российские актеры появляются в грузинских фильмах. Будем надеяться, сотрудничество упрочится.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна