Ханума
Из статьи Оксаны Мерзликиной «Ханума» в газете «Московская правда» (2010 г.):
Спектакль по пьесе Авксентия Цагарели «Ханума». Комедия написана грузинским драматургом более ста лет назад. Она неоднократно воплощалась: сначала на сцене драматического театра, потом музыкального, потом появилась на киноэкране. Пожалуй, все воспринимают ее не просто как водевиль с куплетами, а как настоящий своеобразный мюзикл с песнями, танцами и пантомимой. Музыка народного артиста Грузинской ССР Гии Канчели, написанная в 1973 году к спектаклю АБДТ им. А.М. Горького, вполне популярна и узнаваема. Особенно после того, как на всю страну была показана телеверсия «Ханумы».
Из статьи Евгения Авраменко «Артисты товстоноговской «Ханумы» поздравили «Мастерскую» с премьерой» в арт-журнале «Около» (2012 г.):
В театре подсчитали, что 2012 год объединил несколько круглых дат, связанных с «Ханумой». В этом году исполнилось 155 лет со дня рождения и 110 лет со дня смерти Цагарели — грузинского драматурга, режиссера и актера; 130 лет прошло с даты написания «Ханумы»; и, наконец, 40 лет назад состоялась премьера знаменитого спектакля БДТ.
Конечно, этот спектакль Георгия Товстоногова и прославил пьесу (не скажем про Грузию, но в России точно). Хотя выбор режиссера удивляет. «Старинный водевиль» о проделках свахи — наипаче после Достоевского, Чехова, Горького — кажется изящным пустячком, шуткой Мастера. Легкая комедия с пением, танцами и простодушной интригой, «Ханума» была спектаклем все-таки актерским. Людмила Макарова, Ефим Копелян, Владислав Стржельчик, Николай Трофимов, Вадим Медведев, Мария Призван-Соколова… Корифеи БДТ купались в этом незатейливом материале, наверное, как в теплых водах Куры, омывающей берега Тифлиса.
У Товстоногова были прекрасные соавторы: музыку сочинил Гия Канчели, а пространство, в котором разворачивалось действие, оформил художник Иосиф Сумбаташвили. Его сценография была «фантасмагорией в духе Пиросмани». Как часть старинной атмосферы выступали кинто (это в Грузии мужчины, занимающиеся торговлей или без определенного занятия), в «Хануме» — безымянные персонажи, исполнявшие музыкальные номера и участвовавшие в перестановках, отчасти служители просцениума.
Конечно, в разговоре о «Хануме» нельзя не вспомнить самое начало спектакля, излюбленный момент театральных мемуаров. Голос самого Товстоногова, записанный на пленку, воскрешал строки грузинского романтика Орбелиани:
Только я глаза закрою — передо мною ты встаешь!
Только я глаза открою — над ресницами плывешь!
О, царица, до могилы я — невольник бедный твой…
Для русских артистов это явилось в каком-то смысле испытанием: соответствовать духу грузинской культуры, этому особому поэтическому восприятию мира. Но предложенная Товстоноговым игра в старину, веселая стилизация увлекала, затягивала и раскрепощала.
Интервью с Людмилой Макаровой в газете «Восточно-Сибирская правда» «Всех сводит с ума Ханума» (2003 г.):
Кто не знаком с Ханумой? Этой ролью прославилась блистательная, неподражаемая Людмила Макарова, петербургская актриса.
Спектакль, ставший классикой, театральным бестселлером, поставил выдающийся режиссер Георгий Товстоногов. Он долго шел в Ленинградском БДТ им. М. Горького, позже была сделана его телевизионная версия, и со знаменитой свахой познакомилась вся страна. Я посмотрела фильм по ТВ в Иркутске. А вскоре увидела народную артистку СССР Л. Макарову «живьем» — в спектакле-бенефисе «Дорогая Памела» на сцене ее родного БДТ им. Г.А. Товстоногова.
Могла ли я не напроситься на интервью к актрисе-легенде? Шутка ли: Людмиле Иосифовне 82 года, и она 65 лет служит в театре! 34 года из них работала с Товстоноговым… Была женой знаменитого актера Ефима Копеляна…
Мы встретились в ее гримерке. Когда-то тут «царствовала» знаменитая Мария Александровна Призван-Соколова, любимая актриса Макаровой. Здесь есть и ее снимки…
— А среди «всего прочего», конечно, Ханума. Визитная карточка актрисы. Любимый спектакль. Удивительно, как в такой русской актрисе Товстоногов разглядел Хануму!
— Актриса должна все уметь, перевоплощаться в кого угодно. И потом, когда проведешь столько лет с Георгием Александровичем и в большой дружбе с актерами… Было очень легко играть и репетировать. У нас собралась грузинская группа: художник, балетмейстер, композитор. Мы так весело и интересно репетировали! И довольно быстро сделали спектакль. Публика до сих пор о нем вспоминает. Даже сейчас в кассе спрашивают: «А когда «Ханума» будет?»
— Сколько вы ее играли?
— Очень долго и много, больше 300 спектаклей, наверное. Пока не начались печальные события в нашем театре — один за другим стали уходить из жизни актеры: Копелян, потом Стржельчик. Короче говоря, спектакль сошел. Восстанавливать его было трудно. Несколько раз пытались, но не получилось. Хорошо, что остались воспоминания. И до сих пор зрители смотрят «Хануму» по телевизору. Мне даже из Тель-Авива звонили и говорили, что смотрели (там же много наших, ленинградцев), и в таком восторге все! Это был наш любимый спектакль. Так что если вы его посмотрели, я очень рада за вас.
Светлана Мазурова