Я, бабушка, Илико и Илларион
Премьера спектакля «Я, бабушка, Илико и Илларион» по роману грузинского писателя Нодара Думбадзе состоялась на ульяновской сцене 20 ноября 2010 года. Его поставил известный московский режиссер, народный артист Латвии, заслуженный деятель искусств РФ Аркадий Кац.
В 1961 году вышла в свет книга молодого прозаика Нодара Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион», во многом автобиографичная. Успех книги в Грузии был шумный и всеобщий. Всех тогда покорил рассказ о подростке Зурико из грузинской деревни гурийской провинции времен Великой Отечественной войны и последующего мирного времени. Все материальное богатство Зурико — «одни залатанные штаны и по две переэкзаменовки каждый год». Богат Зурико иным: любовью бабушки, дружбой сельчан Илико и Иллариона и верными товарищами. В деревне остались только старики и дети. Старшие то шуткой, то строгостью воспитывают Зурико, готовя его к будущей взрослой жизни.
История взросления Зурико из «самого веселого и красивого» села Грузии разделена на несколько небольших новелл, разыгранных изящно и остроумно. Здесь и первая любовь с веселой путаницей с письмами, когда адресатом витиеватого и страстного любовного послания случайно оказывается бабушка; и стрельба по зайцам, невольной жертвой которой становится верная собака Зурико Мурада, и виртуозное разоблачение мнимого больного деревенским доктором…
Персонажи говорят с узнаваемым акцентом, а когда их переполняют эмоции, — переходят на язык песни. Они пребывают среди плетеных оград, символических извилистых горных тропинок и национальных орнаментов на черном бархатном фоне задника сцены.
Актерский ансамбль с первых же минут спектакля захватывает публику своей игрой, напоминающей в чем-то старые грузинские фильмы. Действующие лица простодушны, чисты душой, непосредственны. Будто ожила старая добрая Грузия с ее песнями, темпераментом, вином. Спектакль получился таким, что им любуешься и его смакуешь, словно изысканным вкусом красиво поданного блюда. Все в нем сделано вкусно, тонко, изящно. Наивные и мудрые герои Думбадзе, их порой небезобидные розыгрыши по душе актерам, которые только своей игрой создают на подмостках Грузию. Декорации Татьяны Швец лаконичны и условны, они передают скорее смысл спектакля, нежели его национальный колорит.
Зато актеры смакуют грузинское «аканье», напевный акцент, характерную жестикуляцию, походку. Как хороша бабушка Ольга в исполнении Кларины Шадько хлопотливая, но держится с достоинством. То забавен, то трогателен в своей беззащитности Илларион — Евгений Редюк. Удивительным образом высокий, стройный Михаил Петров преобразился в согбенного неухоженного стареющего дядьку Илико. Обаятелен Зурико — дебют в театре Максима Копылова.
Из небольшой характерной роли молодой актер Виталий Злобин создал яркий запоминающийся образ. Одноклассник Зурико в сцене письма полностью перетягивает внимание публики на себя — его богатейшей мимике, жестикуляции, темпераменту позавидует и настоящий грузин. Глазному врачу — Владимиру Кустарникову — начинают аплодировать, едва он появляется на сцене: серьезный, строгий, ни грамма шутовства, но уморительный до слез. Хороши и городская грузинка Марта — Ирина Янко, и деревенский врач — Алексей Дуров. Вместе с партнерами по сцене они сотворили чудо длиною в два с половиной часа: очень просто и чуть-чуть романтично прожили незамысловатую историю жизни простого парнишки и его самых близких людей, помогавших ему найти свою дорогу на извилистом жизненном пути. Дорогу домой.