Ветеран Малого
Юрий Соломин — актер, режиссер, художественный руководитель Малого театра. Он пришел сюда в 1957 году, 22-летним юношей, и вот уже шесть десятилетий подряд выходит на эту сцену. И с 1988 года является художественным руководителем театра.
Как известно, случайностей в нашей жизни не бывает и все происходящие события не напрасны. Поэтому нет ничего удивительного в том, что еще у себя на родине, в далекой Чите, юный Юра Соломин увидел как-то фильм «Малый театр и его мастера», снятый к 125-летию театра. Тогда же узнал о существовании театрального училища при Малом — Щепкинского. Судьба была предопределена. Москва, Щепка, Малый театр. Потом по стопам Юрия пойдет и его младший брат Виталий. Впрочем, чему удивляться, ведь родились они в творческой семье. Родители были музыкальными педагогами, преподавали в городском Доме пионеров и Дворце творчества Читы. Отец играл на всех струнных инструментах, мать прекрасно пела.
Юрию Соломину невероятно везло на учителей. Одна из первых его преподавательниц — Вера Пашенная. У нее он учился в Щепкинском, с ней имел честь выходить на одну сцену. Знаменитая актриса, хранительница устоев и традиций Малого театра передавала свой опыт и знания будущим актерам, была их крестной матерью в искусстве. Именно она, кстати, привела Юрия Соломина не только на театральные подмостки, но и в кинематограф. Вера Пашенная рекомендовала режиссеру Исидору Анненскому взять Соломина на главную роль в свой фильм «Бессонная ночь». Так состоялся кинодебют молодого актера. Это случилось в 1960 году.
Роман с кинематографом складывался у Юрия Соломина весьма удачно. Ролей в кино у него сравнительно немного, но зато среди них практически нет проходных. «Мне не стыдно за все, что делал», — говорит актер. — «Другой вопрос — фильм может быть популярен, а может быть непопулярен. Не могу отказаться от фильма «Сильные духом», где я сыграл гестаповца… Пусть это отрицательная роль, но я ведь не играл отрицательного немца. Мне не стыдно за фильмы «Хождение по мукам» и «ТАСС уполномочен заявить», за «Летучую мышь» и «Обыкновенное чудо». Хотя были и другие фильмы, не такого высокого класса, но и они тоже пользовались успехом».
Безусловно, визитная карточка киноактера Юрия Соломина — роль капитана Кольцова, адъютанта генерала Ковалевского в картине «Адъютант его превосходительства». Это практически то же самое, что Штирлиц Вячеслава Тихонова, образ, который остается с актером навсегда. Но есть в фильмографии Соломина роли, которые не менее любимы и памятны зрителями. Как, например, Илья в «Мелодиях белой ночи», Павел Кнушевицкий в «Школьном вальсе», трактирщик Эмиль в «Обыкновенном чуде», Генрих Айзенштайн в «Летучей мыши». Как писала киновед Наталия Басина: «Созданный им образ — абсолют и монолит положительности, не нуждающийся в подтверждении поступками: честность, здравомыслие, надежность, ответственность, моральная опрятность. Совершенная норма — такая, какой она понималась во времена, когда «человек порядочный» означало не похвалу и даже не характеристику, а именно что обыденную нормальность. Это свойство актерской личности Юрия Соломина настолько очевидно и всеобъемлюще, что к его персонажам как-то не сразу клеится слово «герой», хотя бы и в актерском смысле».
Читайте также:
Но все же в первую очередь Юрий Соломин — человек театра. На сцене родного Малого он переиграл множество ролей из мировой классической драматургии. С 1961 года Соломин преподает в Щепкинском училище. Многие его ученики впоследствии становятся актерами Малого театра. Традиции живы, и знаменитый «Дом Островского» под руководством Соломина остается оплотом настоящего классического русского театра.
Смотрите также