Вячеслав Тихонов. От механика в жизни до разведчика в кино

Князь, тракторист, учитель, разведчик… Вячеслав Тихонов в кино или на сцене достоверно рассказывал о любой жизни. В каждой из полусотни ролей своей 60-летней творческой биографии.
На пути к изучению актерского мастерства Вячеслав Тихонов получил рабочую профессию. Мама видела сына агрономом, а отец — инженером-механиком. После начала Великой Отечественной войны закрыли школу, где учился Слава. Родители отправили 13-летнего сына в ремесленное училище, чтобы «не болтался на улице». Затем — первая работа на военном заводе и… мечты о кино.
Кинотеатр «Вулкан» в Павловском Посаде стал для Славы Тихонова окном в другой мир. Молодой человек сопереживал Чапаеву
в исполнении Бориса Бабочкина и Николаю Черкасову в образе Александра Невского. Кумирами Тихонова были всеобщие народные любимцы — Петр Алейников и Михаил Жаров. «Это люди, которые завораживали и в итоге потащили меня в искусство», — говорил позже актер. К концу войны, во время обучения в Автомеханическом институте, мечта не оставляла. И попытка поступить во ВГИК оказалась удачной. Вячеслав Тихонов попал в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой.
Актерский дебют сразу принес успех. В 1948 году Тихонов снялся в картине Сергея Герасимова
«Молодая гвардия»
. Роль Володи Осьмухина для студента стала настоящим стартом в профессии, как и для других «молодогвардейцев» — Инны Макаровой, Нонны Мордюковой, Клары Лучко, Сергея Бондарчука, Георгия Юматова, Тамары Носовой. На съемочной площадке, где загорелась не одна актерская звезда, работала и ассистент режиссера Татьяна Лиознова. Фильм стал лидером проката и получил Сталинскую премию.
Первая роль и первый брак. На съемках «Молодой гвардии» родилась молодая семья — Вячеслава Тихонова и Нонны Мордюковой. В 1950 году у актерской четы родился сын Владимир. «Наш брак был готов рассыпаться уже через год… Но расходиться в то время было как-то не принято, да и стыдно. Воспитание!» Распалась семья через десять лет…
Ровно столько пришлось актеру ждать следующего яркого образа. Вплоть до выхода на экраны фильма Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове». Изначально в картине должен был сниматься один из «молодогвардейцев» Сергей Гурзо, но помешали проблемы со здоровьем. В итоге роль получил Вячеслав Тихонов. В его исполнении советский труженик села, красавец-тракторист интереснее и глубже, чем кажется на первый взгляд. Интеллигентная внешность мешала актеру в этой роли, и гримерам пришлось поработать над образом. «Первого парня на деревне» ожидало настоящее признание.
Князь Болконский для Вячеслава Тихонова тоже стал подарком судьбы. В этой роли Сергей Бондарчук видел Иннокентия Смоктуновского. Но актер предпочел образу русского князя принца датского. И «самого загадочного героя романа Толстого» сыграл Тихонов.
«Доживем до понедельника»
, «Семейное счастье», «Егор Булычов и другие», «Они сражались за Родину»
. Семидесятые выдались творчески интересными, принесли актеру Государственную премию СССР за роль учителя Мельникова и одну из главных ролей жизни — советского разведчика Исаева.
«Семнадцать мгновений весны» и новая встреча с Татьяной Лиозновой уже в качестве режиссера. Крупные планы, задумчивый взгляд, долгое молчание в кадре. «Я не то чтобы очень люблю молчать, но мне всегда интереснее не то, что человек сказал, а то, о чем он промолчал», — говорил Вячеслав Тихонов. Роль Штирлица стала поистине звездной. А одну из самых трогательных сцен — встречу в кафе «Элефант» — режиссер с актером развили, используя рассказ полковника Госбезопасности, который таким же образом «громко молчал» на встрече с собственной супругой. Картина вышла настолько убедительной, что во время показа «Семнадцати мгновений» пустели улицы советских городов, режиссер Лиознова получила 12 мешков писем, а Брежнев велел срочно разыскать Исаева и присвоить звание Героя Советского Союза. Вячеслав Тихонов получил за картину, помимо всенародной любви, премию КГБ СССР.
«Для меня это была обычная актерская работа. Дали роли, мы должны их исполнить. Сценарий был написан точно по роману. Поэтому ничего особенного от меня не требовалось. Только поверить в предлагаемые обстоятельства — мне, человеку, который много моложе своего героя и через все это не проходил. Мне надо было убрать из-под Штирлица пьедестал, контурность, суперменство, которые так и лезли изо всех фильмов про разведчиков…»
Вячеслав Тихонов
Фотография: Районный Краеведческий Музей, Мамонтово, Алтайский край
Фильм, который смотрят сквозь слезы. «Белый Бим Черное ухо». Работу над образом Ивана Ивановича актер начал с поиска общего языка с исполнителем второй главной роли — собакой Стифом, или Степкой, как его звали на съемочной площадке. Хозяин сдал собаку в прокат, пес тосковал, и Вячеслав Васильевич подолгу гулял с «коллегой». В итоге отношения сложились настолько трогательными, что за дверью кинотеатров были слышны рыдания, фильм только во время первого проката посмотрели 20 миллионов человек.
Последняя роль народного артиста — эпизод. В фильме «Андерсен. Жизнь без любви» Эльдар Рязанов специально для Вячеслава Тихонова подготовил образ Бога. Эта эпизодическая роль вобрала черты многих работ актера: доброту и умение тонко чувствовать, искренность и благородство… Все то, за что Вячеслава Васильевича так любит зритель.

Кадры и цитаты из фильма «Семнадцать мгновений весны»

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна