«Гимн в честь чумы! Послушаем его!»

Четыре маленькие трагедии написаны Пушкиным
осенью 1830 года в Болдине
, где он задержался из-за холерного карантина.
Владимир Фаворский. Барон в подвале (фрагмент). Иллюстрации к пьесе Александра Пушкина «Скупой рыцарь». 1959–1961 годы. Оренбургский областной музей изобразительных искусств, Оренбург
Федор Константинов. Лаура и Дон Карлос. Сцена II. Иллюстрации к пьесе Александра Пушкина «Каменный гость». 1977. Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А.С. Пушкина «Болдино», Нижегородская область
Федор Константинов. Комната Сальери. Сцена I. Иллюстрации к пьесе Александра Пушкина «Моцарт и Сальери». 1977. Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А.С. Пушкина «Болдино», Нижегородская область
На рукописях Александр Сергеевич оставил пометки, которые позволяют нам говорить о более-менее точных «днях рождения» пьес: 23 октября закончена работа над «Скупым рыцарем»
, 26-го — над «Моцартом и Сальери»
, 4 ноября — над «Каменным гостем»
, а 6 ноября — над «Пиром во время чумы»
.
Этот цикл до сих пор является загадкой для пушкинистов. Каждая из пьес — будто отрывок из утерянного произведения большой формы, но в этом отрывке предельно сконцентрированы суть конфликта и философия персонажей.
В случае «Маленьких трагедий» Пушкин явно мистифицировал читателя. Например, «Скупого рыцаря» он выдал за «Сцены из ченстоновой трагикомедии: The Covetous Knight», хотя такого произведения у поэта Шенстона нет вовсе. А «Пир во время чумы» действительно перевод фрагмента трагедии Вильсона «Город чумы» (как и было обозначено Пушкиным в подзаголовке), но перевод столь вольный и превосходящий оригинал, что практически можно говорить о «Пире» как о самостоятельном произведении.
В одном ученые сходятся: «Маленькие трагедии» — эпическая фреска, на создание которой поэта вдохновили размышления о европейской культуре (ее частью стала ощущать себя и русская культура пушкинской поры). В композиции цикла угадывается намерение «поиграть» с культурными мифами разных эпох: «Скупой рыцарь» — это Средневековье, «Каменный гость» — Возрождение, «Моцарт и Сальери» — Просвещение, а «Пир во время чумы» формально является переводом драматической поэмы Вильсона — поэта британской «озерной школы» эпохи романтизма.
Сценическая судьба «Маленьких трагедий» начала складываться еще при жизни Пушкина. 27 января 1832 года в Петербурге представили «Моцарта и Сальери», но успеха не случилось: трагедию сыграли во время съезда гостей, которые приобрели билеты на водевили Шаховского… Премьера «Скупого рыцаря» была назначена на 1 февраля 1837 года, но за три дня до того скончался раненный на дуэли Пушкин, и спектакль был отменен. Вообще, «Маленькие трагедии» нельзя причислить к самым востребованным произведениям отечественной сцены. С момента первых опытов и по сей день над ними витает проклятье «несценичности». Тем ценнее отважные попытки найти театральный эквивалент оригинальным драматическим опытам Пушкина.
Упорно штурмовали «Маленькие трагедии» в Александринском театре
(носящем, кстати, имя А.С. Пушкина). В 1962 году там вышел спектакль «Маленькие трагедии», к которому режиссер Леонид Вивьен шел несколько десятилетий. В спектакле были заняты прекрасные актеры — Николай Черкасов
, Николай Симонов, Лидия Штыкан, Владимир Честноков, Нина Мамаева, но критики отмечали, что части постановки не получились равноценными. «Слабым звеном» спектакля Вивьена признали «Каменного гостя», а «Моцарта и Сальери», «Скупого рыцаря» сочли удачными опытами интерпретации пушкинских пьес. Спектакль жил на сцене Александринского театра долго, претерпевал обновления и вводы новых актеров.
Сцена из спектакля Леонида Вивьена «Маленькие трагедии». Александринский театр, Ленинград, 1966 год
Сцена из спектакля Леонида Вивьена «Маленькие трагедии». Александринский театр, Ленинград, 1966 год
Сцена из спектакля Леонида Вивьена «Маленькие трагедии». Александринский театр, Ленинград, 1966 год
Мы предлагаем вашему вниманию как видеоверсию целого спектакля
(запись 1966 года), так и снятые позднее для телевидения отдельные «трагедии» («Маленькие трагедии. Скупой рыцарь. Моцарт и Сальери»
1971 года и «Каменный гость»
1971 года). Также в нашей коллекции — запись спектакля ГАБТа «Моцарт и Сальери»
по одноименной одноактной опере Н. Римского-Корсакова
(1981).
Больше везло «Маленьким трагедиям» с киноинтерпретациями. В 1979 году на телеэкраны вышел трехсерийный фильм Михаила Швейцера
, где сюжеты и тексты трагедий оригинально присвоены Импровизатору из пушкинской повести «Египетские ночи»
. Вообще, «Маленькие трагедии»
Швейцера — интересный коллаж из многих произведений Пушкина — и поэтических, и прозаических. Назовем лишь несколько имен актеров и их персонажей. Роль Дона Гуана в картине Швейцера стала последней киноролью Владимира Высоцкого
. Наталья Белохвостикова сыграла Донну Анну, а Матлюба Алимова — Лауру. Валерий Золотухин — Моцарта, а Иннокентий Смоктуновский
 — Сальери. Центрует прихотливую композицию «Маленьких трагедий» Швейцера Импровизатор в исполнении Сергея Юрского
.
Исаак Рабинович. Эскиз трех мужских костюмов к спектаклю «Женитьба». Около 1921 года. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Борис Мессерер. Бал. Эскиз декораций к балету Сергея Прокофьева «Золушка». Вторая половина ХХ века. Музей изобразительных искусств, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Юрий Лапшин. Эскиз к спектаклю «Мастер и Маргарита». 1990. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва
А в 2009 году вышел совсем уж неординарный фильм «Маленькие трагедии» Ирины Евтеевой. Режиссер работает на стыке игрового и анимационного кино, в ее картине эпизоды проиграны актерами, а потом прорисованы художниками. В итоге получается удивительная картинка, где реальность переплавлена в новый художественный мир. Но и тут можно говорить об актерах, послуживших прототипами конечных образов. Барона в «Скупом рыцаре» сыграл Сергей Дрейден, а его сына Альбера — Владимир Кошевой. Лауру в «Каменном госте» — Елизавета Боярская.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна