7 экспонатов выставки «Романовы»
В юбилейный год 300-летия Российской империи в филиале Исторического музея в Туле открывается выставка «Романовы», посвященная царской династии. Посетители смогут увидеть здесь старинные реликвии императорского дома, награды, оружие и другие ценные предметы.
Читайте про экспонаты выставки: портреты императоров и членов царской семьи, драгоценные печати, которыми скрепляли письма и документы, а также Феодоровскую икону Божией Матери — важную святыню дома Романовых.
Феодоровская икона Божией Матери
Икона ΧVII века из коллекции Исторического музея повторяет облик чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы Костромы. Считается, что она явилась в XIII веке первому костромскому князю Василию Ярославичу, брату Ярослава Невского. По преданию, образ прославился многими чудесами и даже спас город от монголо-татар. В честь Феодоровской иконы Богоматери на Костромской земле возвели первые православные храмы. Церковь Спаса Нерукотворного на Запрудне построили на месте, где, по легенде, образ явился князю. А хранилась икона в Успенском соборе, который на долгие годы стал главным храмом Костромы.
Феодоровская икона Божией Матери почитается как одна из святынь дома Романовых. По преданию, именно ею инокиня Марфа благословила своего сына Михаила Романова принять царский скипетр и вступить на престол. Это произошло 14 марта 1613 года: у стен Ипатьевского монастыря собралось посольство Земского собора, которое призывало 16-летнего Романова на царство.
Уже в конце XVII века в честь этой иконы жены царей-соправителей Ивана V и Петра I — Прасковья Салтыкова и Евдокия Лопухина — изменили отчество на Федоровна. С конца XVIII века такое отчество стали получать немецкие принцессы, которые выходили замуж за наследников престола и принимали православие. Среди них — супруги императоров Павла I, Николая I, Александра III и Николая II.
Портрет царевны Софьи Алексеевны «в орлех»
Царевна Софья Алексеевна родилась в 1657 году. Она была одной из дочерей царя Алексея Михайловича и сестрой будущего императора Петра I. Умная, властная, честолюбивая царевна получила прекрасное образование под руководством просветителя и поэта Симеона Полоцкого. Она знала польский язык и латынь, сама писала стихи. Софья Алексеевна пришла к власти после Стрелецкого бунта в 1682 году. Земский собор избрал ее регентшей при малолетних братьях Иване и Петре. С 1687 года Софья Алексеевна считала себя самодержицей.
Однако повзрослевший Петр заточил сестру в Новодевичий монастырь. Софья Алексеевна пыталась вернуть власть и заручилась поддержкой стрелецких полков. В 1698 году случилось Стрелецкое восстание, однако войска Петра подавили его. Царица приняла монашеский постриг в Новодевичьем монастыре и стала носить имя Сусанна.
Портрет Софьи Алексеевны создан во второй половине 1680-х годов, но рама для него изготовлена позже, в XIX веке. На полотне царевна написана «в орлех» — ее изображение помещено на герб с двуглавым орлом, государственный символ Русского царства. Официальность портрету придают и другие символы власти: корона на царевне и держава со скипетром в ее руках.
Портрет царя Петра Алексеевича
Портрет императора написал неизвестный западноевропейский художник. Петр I был младшим сыном царя Алексея Михайловича и его второй жены — Натальи Нарышкиной.
После смерти Алексея Михайловича и его старшего сына царем стал следующий по старшинству наследник — Федор Алексеевич. Его младший брат Петр в это время с матерью и сестрами жил в подмосковном селе Преображенском. В 1862 году Федор Алексеевич умер, и Петр с братом Иваном был наречен царем. Спустя семь лет он избавился от регентши Софьи, а когда умер его старший брат — царь Иван V, стал единовластным правителем.
На портрете государь изображен еще юным. Он одет в латы, украшенные чеканным узором, а поверх них наброшена коричневая парчовая мантия с темной меховой опушкой. На груди накидка скреплена застежкой с драгоценными камнями. Одеяние Петра I и надпись «Peter Alexiewitz Czar 1697» говорят о том, что портрет был написан во время заграничного путешествия царя в составе многочисленного Великого посольства 1697–1698 годов. Во время поездки молодой государь знакомился с европейской знатью, изучал культуру и науку, а также приглашал в Россию ученых и мастеров.
Читайте также:
Печать походная Петра I
На выставке представлена походная печать Петра I. Государь использовал ее во время поездок: заверял официальные и личные документы. Петр I был первым правителем в истории России, который не раз выезжал за пределы государства. Всего за годы своего правления он проехал около 113 тысяч километров. После Великого посольства во второе длительное заграничное путешествие Петр I отправился в 1716–1717 годах. С дипломатическими визитами он побывал в Польше, Пруссии и других германских государствах, Дании, Голландии и Франции. Как раз в этой поездке он и использовал походную печать, которая хранится сегодня в Историческом музее.
На печати изображен российский герб — двуглавый орел со скипетром, державой и Андреевским крестом на груди. Над его головой располагаются три короны в окружении аббревиатуры «ЦIВКПАПВР». Она расшифровывается как «царь и великий князь Петр Алексеевич, повелитель всея России».
Плакетка «Апофеоз Петра I (Аллегория Полтавской победы)»
Плакетка — это декоративная пластинка с рельефным изображением. Такими украшали мебель и предметы быта. Также плакетки преподносили в качестве памятных подарков. Экспонат, который хранится в Историческом музее, создан в середине XVIII века из бивня мамонта. На нем представлена аллегорическая картина, которая прославляет победу Русской армии над шведами под Полтавой. Эта битва в июне 1709 года стала главным и переломным сухопутным сражением Северной войны. Победа русских войск предопределила исход всей военной кампании.
В основу плакетки легла гравюра. Ее создал в 1709 году художник Даниил Голяховский, вдохновленный Полтавским сражением. Гравюру торжественно поднес Петру I Феофан Прокопович, активный сторонник императора и преподаватель Киево-Могилянской академии. Сегодня старинное произведение искусства считается утраченным.
На плакетке царь Петр I изображен на коне, под копытами которого — поверженный лев, символ Швеции. Сверху трубящий ангел венчает победителя лавровым венком. Справа — шведские офицеры, они отдают царю шпаги в знак капитуляции. Внизу на развернутом свитке расположена надпись, которая перечисляет регалии Петра Великого и восхваляет его победы.
Печать императрицы Анны Иоанновны
Привесная печать принадлежала российской императрице Анне Иоанновне. Она родилась в 1693 году и была средней дочерью царя Ивана V и царицы Прасковьи Салтыковой, а Петру I приходилась племянницей. В 1710 году Анну Иоанновну выдали замуж за герцога Курляндского Фридриха III Вильгельма. Когда муж умер, она осталась жить в Митаве, столице Курляндского царства.
В 1730 году в России скончался 15-летний Петр II, внук Петра I. Династия Романовых по мужской линии прервалась. Анну Иоанновну — старшего представителя царского дома — члены Верховного тайного совета избрали на престол. Сначала она подписала так называемые «Кондиции» — документ, который ограничивал монаршую власть в пользу представителей русской аристократии. Однако в Москве Анна Иоанновна сразу разорвала «Кондиции», упразднила Верховный тайный совет и стала править самодержавно.
Об эпохе Анны Иоанновны часто говорят как о времени постоянных увеселений и «засилья немцев» при дворе. Но современные ученые высоко оценивают ее царствование: она провела важные административные реформы, продолжила строить Санкт-Петербург, составила новый свод законов. При ней началось становление русского театра и балета, а позиции России на международной арене укрепились.
Анна Иоанновна постоянно переписывалась — с родственницами, фаворитами и государственными деятелями. Письма и личные документы императрица скрепляла привесными печатями: в специальные петельки можно было продеть цепочку или шнурок. Экспонат из коллекции Исторического музея имеет овальную форму. Печать выполнена из камня и вставлена в золотую ажурную оправу, украшенную эмалью. На ней изображен профиль мужчины с бородой.
Портрет принцессы Анны Леопольдовны
В Историческом музее хранится самый ранний из имеющихся портретов Анны Леопольдовны, принцессы Мекленбург-Шверинской. Анна Леопольдовна (1718–1746) — при рождении Елизавета Катарина Кристина — была внучкой царя Ивана V и дочерью царевны Екатерины Иоанновны и герцога Мекленбург-Шверинского Карла Леопольда.
С 1722 года принцесса жила в России, в 15 лет приняла православие. По решению тетушки, императрицы Анны Иоанновны, Анна Леопольдовна вышла замуж за принца Антона Ульриха Брауншвейг-Люнебург-Вольфенбюттельского. В браке у них родился сын Иоанн. Когда Анна Иоанновна в 1740 году умерла, его провозгласили российским императором. При малолетнем государе Иоанне VI Анна Леопольдовна стала регентом. Правила Российской империей она недолго, чуть более года: с 9 ноября 1740 года по 25 ноября 1741-го. Дочь Петра I Елизавета Петровна организовала переворот, и юный император вместе с матерью-регентшей отправились в ссылку.
Полотно из коллекции музея принадлежит кисти Иоганна Генриха Ведекинда, он одним из первых в России начал создавать светские портреты. Анну Леопольдовну художник написал, когда ей было всего 14 лет. Юная принцесса одета в малиновую мантию, подбитую горностаем, со звездой и лентой ордена Святой Екатерины, скрепленной у пояса орденским знаком. Портрет Ведекинд создал в 1732 году, этой награды у Анны Леопольдовны еще быть не могло. Орден она получила позже, когда принимала православие. Предположительно, портрет заказали, когда искали для принцессы жениха, а награду художник изобразил для представительности.
Беседовала Диана Тесленко
Фотографии предоставлены кураторами выставки
Смотрите также