Русские «Рафаэли»: проданные, отданные и оставшиеся
Софья Багдасарова рассказывает, какие картины Рафаэля можно увидеть в России, а какие страна утратила.
Эрмитажные
«Мадонна Конестабиле» Рафаэля Санти получила прозвание в честь ее последнего иностранного владельца — графа Конестабиле. Император Александром II купил ее в 1871 году за 310 тысяч франков. Она была приобретена не для музея, а для личных покоев императрицы Марии Александровны. Только в 1880 году по ее завещанию шедевр попал в музей.
Особую ценность миниатюрному полотну придает его позолоченная рама, украшенная фигурами чудовищ — «гротесками». Она ровесница картины и, вероятно, создана по рисунку самого Рафаэля.
А «Мадонна с безбородым Иосифом» того же Рафаэля — один из ветеранов музейного собрания. Она попала в Эрмитаж еще при Екатерине Великой, в 1773 году, при покупке собрания Пьера Кроза, которая также принесла нам «Данай» Тициана и Рембрандта, «Юдифь» Джорджоне и многие другие великие полотна. В XVIII веке эта картина шла дешево, потому что какой-то французский мастер, желая ее отреставрировать, неумело переписал.
Проданные
Конец 1920-х — начало 1930-х годов были для Эрмитажа тяжелым временем. Советское правительство, желая пополнить бюджет, принялось распродавать собрание музея. Помимо обычного антиквариата — серебряной посуды, монет, бронзы, на западный рынок выкинули огромное количество шедевров мирового значения. Проще же продать одну картину за миллион, чем сто по десять тысяч… Так мы потеряли десяток картин Рембрандта и его школы, четыре Рубенса, семь ван Дейков, а еще шедевры Боттичелли, ван Эйка, Тициана, Халса, Ватто, Веронезе. Проданы были и два произведения Рафаэля.
Оба были куплены американцем Эндрю Меллоном, дипломатом и миллионером, который решил создать галерею не хуже лондонской. У него получилось: сегодня вашингтонская Национальная галерея искусства — один из крупнейших мировых музеев. Бывшие эрмитажные вещи, впрочем, среди других картин музея совсем не затерялись.
«Мадонна Альба», того же Рафаэля Санти, когда-то принадлежавшая испанским герцогам Альба, была приобретена императором Николаем I в 1836 году. Почти сто лет — до 1931 года, она оставалась в России, пока не была продана за 2,5 миллиона рублей (1,16 миллиона долларов). Экономически советские власти, конечно, не прогадали — на тот момент это оказалась самая крупная сумма, заплаченная за произведение искусства в мире. Нам остается только утешаться, что у оставшейся в Петербурге «Мадонны» рама красивее. Кстати, ее тогда тоже предлагали западным покупателям (всего за 245 тысяч рублей), но, к счастью, желающие не нашлись — тогда считалось, что у нее сомнительное авторство.
Читайте также:
«Святой Георгий и дракон» побеждающий дракона» был продан в два раза дешевле «Мадонны Альба» — за 1,25 миллиона рублей. Когда-то он принадлежал английскому королю Карлу I. А в Россию попал из коллекции Кроза, как «Мадонна с безбородым Иосифом» (эту работу большевики вообще на продажу не выставляли, она считалась чуть ли не поддельной).
Загостившаяся
«Сикстинская Мадонна» — одна из знаковых картин в творчестве Рафаэля, его визитная карточка. Сегодня она хранится в Дрезденской галерее, куда попала в 1754 году при короле Августе III. Однако почти десять лет работа провела в СССР. Дело в том, что в феврале 1945 года Дрезден был превращен в пыль бомбардировкой американской и английской авиации. Но галерея, к счастью, была к тому времени эвакуирована. В мае того же года советские войска нашли картины, в том числе «Сикстинскую Мадонну», в товарном вагоне в заброшенной каменоломне. Вместе с другими немецкими сокровищами, в том числе троянским «золотом Шлимана», они были вывезены в СССР.
Долгие годы трофейное искусство хранилось под спудом — например, о том, что троянский клад находится в ГМИИ, музей сообщил только в 1996 году. Картинам из Дрезденской галереи повезло больше: они отсутствовали всего десять лет. В 1955 году их торжественно возвратили «социалистическим немцам» в ГДР. Перед отправкой в стенах Пушкинского музея прошла выставка, главной звездой которой была «Сикстинская Мадонна».