Авангард везде: от Айвазовского до Малевича
До 27 октября в Доме культуры «ГЭС-2» проходит выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Приглашенные кураторы — российский специалист по авангарду и русскому искусству Зельфира Трегулова и итальянский художественный критик Франческо Бонами — создали экспозицию, посвященную искусству ХХ века, пространству творчества и истории взаимоотношений произведения и зрителя.
Выставка состоит из 12 разделов, в них представлено более ста работ классиков XIX столетия, авангардистов XX века и современных художников из России, Европы и США — от Казимира Малевича до Энди Уорхола. «Культура.РФ» рассказывает, на что стоит обратить внимание в каждой части экспозиции.
Пролог: «Черное море» Ивана Айвазовского
По замыслу кураторов, выставка дает посетителям возможность проследить за развитием идей авангарда от их зарождения до наших дней. Поэтому предваряет основную экспозицию картина «Черное море» Ивана Айвазовского — одно из самых ранних полотен в выборке. Оно доказывает, что революция в искусстве рубежа XIX и XX столетий не случилась одномоментно и что ее истоки можно увидеть еще в искусстве художников-реалистов.
«Черное море» Айвазовский написал в 1881 году, уже будучи зрелым мастером. В это время он все чаще изображал море без обилия натуралистичных деталей. Вода и небо на этой картине скорее напоминают полосы цвета, чем природный вид. Куратор Зельфира Трегулова отметила, что на полотне «явно видна попытка художника выразить бесконечность», которая во многом предвосхищает беспредметное искусство.
На пути к «Черному квадрату»: «Черный квадрат» Казимира Малевича
Главным героем выставки «Квадрат и пространство» стал Казимир Малевич — художник, который кардинально изменил подход к искусству. При подготовке экспозиции кураторы вдохновлялись его «Черным квадратом», который предложил увидеть пустоту, форму и цвет и сделал их центром зрительского внимания.
У знаменитой картины есть несколько авторских версий, которые различаются деталями. В «ГЭС-2» приехала версия из Государственного Русского музея, датированная 1923 годом. Это самая поздняя версия «Черного квадрата», которую Малевич создал для Венецианской биеннале — одного из главных в мире смотров искусства. От первого «Квадрата» 1915 года он отличается, например, размером: экспонат из Русского музея — почти метр в длину и высоту, тогда как стороны оригинала не достигали и 80 сантиметров.
От изображения к чистому цвету: «Впечатления от цвета» Никиты Алексеева
Искусствоведы называют Малевича одним из изобретателей чистого цвета в живописи. Его супрематические работы, в том числе и «Черный квадрат», предлагали созерцать «образ, сведенный к чистому знаку». Этому посвящен раздел «От изображения к чистому цвету», где экспонируются полотна авангардистов начала ХХ века и их последователей — современных нам художников.
Одним из них стал советский и российский автор Никита Алексеев. Он начинал как концептуалист, но со временем отошел от этого направления. Для выставки в «ГЭС-2» кураторы отобрали его «Впечатления от цвета» — серию из 10 картин, каждая из которых представляет холст, залитый одной краской. Вместе они складываются в оптический спектр от красного до голубого и в два цвета, которые он образует, — черный и белый.
Цветопись: «Супрематизм» Ольги Розановой
В начале XX века многие живописцы экспериментировали с возможностями цвета и формы. Авторы-модернисты выстраивали с ними особые отношения. Художница Ольга Розанова писала, что цель ее опытов — «освобождение [цвета] от шаблонного типа рамы в виде четырехугольника или квадрата». Ее работы 1910-х годов определили развитие мирового авангарда и его интерес к цвету как к одной из основных категорий живописи.
На выставке представлен «Супрематизм» Розановой — абстрактная композиция 1916–1917 годов. В ней каждый оттенок получает оригинальную форму, которая определяет его характер: острый синий треугольник, который направлен вершиной вниз, устойчивый желтый четырехугольник, разноцветные линии, расположенные на холсте не параллельно друг другу. Более темные цвета Розанова показывает как спокойные, а более яркие — как движущиеся.
Читайте также:
Город: «Синтетический город» Александры Экстер
Раздел «Город» показывает, как авангардисты вдохновлялись новыми технологиями и предметами быта. Город как место жизни множества людей стал одним из важнейших изменений начала ХХ века. Живописцы и графики в своих работах размышляли, каким может быть новый город, как обустроить в нем жизнь и работу.
На картине «Синтетический город» Александры Экстер можно увидеть один из подобных образов будущего. В 1914 году она написала Москву как смесь старой архитектуры и новых геометрических форм. Посетители «ГЭС-2» получат редкую возможность увидеть фантазию Экстер вблизи: полотно прибыло на выставку из частного собрания Иветы и Тамаза Манашеровых.
Конструкция: «Секции» Ани Желудь
Сборные металлические конструкции и железобетон появились во второй половине XIX столетия, и это кардинально изменило подход к архитектуре. Благодаря им возникло высотное строительство и города во всем мире получили привычный нам облик.
В начале XX века на стыке архитектурного искусства и инженерного дела возникло направление конструктивизма. Главными в нем стали лаконичная форма и продуманный функционал зданий, а зодчие в своих проектах начали раскрывать «скелеты» объектов.
В этом направлении работали, например, Александр Родченко и Любовь Попова. В «ГЭС-2» представлено творчество современных последователей конструктивистов. Так, гости выставки увидят серию «Секции» художницы Ани Желудь. Ее работы состоят из множества тонких металлических рамок, а простые геометрические формы в них образуют сложный архитектурный объект.
Символ и жест: «Без названия» Жана Мишеля Баскии и Энди Уорхола
В XX веке полноправной частью искусства стала спонтанность: неповторимые действия, которые совершает художник. Уже в начале столетия футуристы превратили в масштабные акции театрализованные выступления и даже выходы на улицу в необычных нарядах. Позже акционизм и перформанс выделились в самостоятельные направления.
В экспозиции «Квадрат и пространство» представлены работы, авторы которых запечатлели движение. «Без названия» американского граффитиста Жана Мишеля Баскии и создателя стиля поп-арт Энди Уорхола кураторы выставки называют «образцом спонтанности, сдерживаемой необходимостью соизмерять свои действия с соавтором». Это яркое, больше похожее на дерзкое уличное искусство полотно, в котором соединились примитивные образы Баскии и элементы реальности вроде городских вывесок, которые Уорхол превратил в художественные высказывания.
Интерлюдия: «Дверь» Эрика Булатова
Интерлюдией в музыке называют небольшое сочинение, которое соединяет крупные части пьесы. Иногда в этой части возникает импровизация. Внутри «Квадрата и пространства» кураторы и архитектор экспозиции Евгений Асс предусмотрели подобный раздел. Здесь представлены работы современных авторов, которые обращаются к теме пустоты и перехода между пространствами.
Среди них — «Дверь» одного из главных представителей школы московского концептуализма Эрика Булатова, чьи произведения хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее. Сам художник говорил: полотно, черноту которого прорезают тонкие отблески, символизирует надежду, то, что за любой темнотой есть свет. Это одна из ключевых работ Булатова, «ГЭС-2» получил ее лично от автора. Мотив света, который приходит из глубины, возникал в творчестве художника с ранних лет.
Человек: «Реклама духов» Александра Хлебникова
Искусство XIX века исследовало внутренний мир человека, его характер, переживания и судьбу. Одними из самых влиятельных русских мастеров этого периода стали передвижники, которые посвящали свои работы острым социальным темам и проблемам простого народа.
В XX столетии ярко развивалось беспредметное и абстрактное искусство, из которого, на первый взгляд, человек исчез. Однако выставка «Квадрат и пространство» показывает, что в новом искусстве изменился взгляд авторов на человека. Соответствующий раздел раскрывает, как авангардисты трактовали этот образ. Например, на снимке Александра Хлебникова «Реклама духов» крупный план лица безымянной модели стал фоном для косметического флакона, а ее глаза превратились в узор на стекле.
Игра с квадратом: «Квадрат Малевича» Дмитрия Пригова
«Черный квадрат» Малевича породил немало подражаний, отсылок и интерпретаций. Многие авторы играли с этим влиятельным полотном, его смыслами и зрительскими реакциями — в том числе и советские художники. Кураторы выставки отмечают, что одна из главных работ Казимира Малевича для них была инструментом свободы и точкой отсчета, а «благодаря гротеску и иронии «Квадрат» научился смеяться».
В «ГЭС-2» можно увидеть разные переосмысления знаменитой картины, в том числе «Квадрат Малевича» Дмитрия Пригова. Художник заштриховал тушью выпуски газеты «Правда», превратил их в объект искусства и приравнял к пустоте, на которую указывало произведение Казимира Малевича.
Минимализм и оп-арт: «8 — 4» Виктора Вазарели
Оп-артом называют течение в искусстве XX века, представители которого прибегали в работе к оптическим иллюзиям, играли с законами зрительного и пространственного восприятия. Оно, как и многие художественные новшества XX столетия, было связано с экспериментами Малевича и вдохновлялось ими.
Француза Виктора Вазарели исследователи называют создателем оп-арта. В экспозиции представлена его картина «8 — 4», имитирующая объемное изображение. Она состоит из множества разноцветных квадратов, которые из-за оттенков и расположения заставляют поверить, что холст пульсирует, приближается и отдаляется от зрителя.
Пространство жизни и искусство: «Случай в музее, или Музыка на воде» Ильи и Эмилии Кабаковых
Финалом путешествия по наследию «Черного квадрата» в «ГЭС-2» стала зона «Пространство жизни и искусства». В ней музей как пространство, в котором экспонируется искусство, сам превращается в объект созерцания.
Кураторы Зельфира Трегулова и Франческо Бонами впервые показали в России инсталляцию Ильи и Эмилии Кабаковых «Случай в музее, или Музыка на воде» 1992 года. Это полноценная выставка соцреалиста Степана Кошелева, которая занимает несколько комнат. Она выглядит как обычная экспозиция с картинами и документами в витринах — за одним исключением. Художника Кабаковы выдумали, а в их фантазийном музее прохудилась крыша. На полу расставлены тазики и ведра, под потолком расположена система труб, которая имитирует поломку, а звук капель складывается в мелодию.
Этот раздел «Квадрата и пространства» напоминает, что искусство — в том числе диалог объектов и локаций со зрителями и посетителями, их опытом и ожиданиями от визита.
Выставка создана при сотрудничестве с большим количеством государственных и частных собраний. Помимо таких крупных музеев, как Третьяковская галерея, Русский музей, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, в выставке задействовано множество региональных институций: Саратовский музей им. А.Н. Радищева, в котором хранится одна из важнейших работ Малевича — картина «Четыре квадрата» (показанная Малевичем вместе с «Черным квадратом» на Последней футуристической выставке «0,10» в 1915 году), а также представленное на выставке полотно передвижника Иллариона Прянишникова.
Уже вторую выставку подряд мы сотрудничаем с Самарским областным художественным музеем и Нижегородским художественным музеем. Из Нижнего Новгорода к нам прибыла картина «Супрематизм» Ольги Розановой, которой не было на проекте «Кубок созвучий».
Из Казани, из Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, к нам приехала одна из жемчужин их коллекции — «Импровизация» Василия Кандинского. Светомузыкальная установка «Ялкын» конструкторского бюро «Прометей», пионеров советского кинетического искусства, оп-арта и видео-арта 1960-х, приехала на одной машине вместе с Кандинским тоже из Казани, из фонда «Прометей» имени Булата Галеева.
Уже вторую выставку подряд мы сотрудничаем с Самарским областным художественным музеем и Нижегородским художественным музеем. Из Нижнего Новгорода к нам прибыла картина «Супрематизм» Ольги Розановой, которой не было на проекте «Кубок созвучий».
Из Казани, из Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, к нам приехала одна из жемчужин их коллекции — «Импровизация» Василия Кандинского. Светомузыкальная установка «Ялкын» конструкторского бюро «Прометей», пионеров советского кинетического искусства, оп-арта и видео-арта 1960-х, приехала на одной машине вместе с Кандинским тоже из Казани, из фонда «Прометей» имени Булата Галеева.
Дмитрий Белкин, ассистент кураторов, младший куратор выставочных проектов Дома культуры «ГЭС-2»
Автор: Тата Боева
Смотрите также