5 кинотеатров Москвы и Петербурга с интересной историей
Кто строил дореволюционные «электротеатры» Москвы и Петербурга? Где проходили самые громкие советские премьеры и международные фестивали кино? Куда приезжали с премьерами Адриано Челентано, Катрин Денев и Жан-Поль Бельмондо? Читайте интересные истории про самые известные столичные кинотеатры.
«Художественный»
Первый кинотеатр в Москве открыли 10 ноября 1909 года на Арбатской площади. Его назвали «Синематограф Брокша» — в честь владельца, обрусевшего немца Роберта Альберта Брокша. Позже он сменил название на «Художественный» по аналогии с Московским Художественным театром. Зал вмещал около 400 зрителей, но желающих посетить электротеатр было так много, что в 1912 году Брокш решил перестроить здание. Он пригласил известного архитектора — автора особняка Рябушинского и здания Ярославского вокзала Федора Шехтеля, который увеличил вместимость в два раза, а также оформил фасад в стиле неоклассицизма.
Первое время в кинотеатре показывали зарубежные ленты, в основном немые французские мелодрамы. Перед каждым кинопоказом в фойе играл оркестр и выступали артисты. В 1920-е, когда электротеатр стал носить звание первого госкинотеатра, здесь началась эпоха советского кино. В январе 1926 года прошла премьера режиссера Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», в 1931 году показали первый советский звуковой фильм — «Путевка в жизнь» Николая Экка, а в 1936 году — первую цветную картину «Груня Корнакова». Кинотеатр продолжал работать и во время Великой Отечественной войны: в 1943 году перед сеансами здесь пела юная Людмила Зыкина.
В 1990-е «Художественный» стал первым старинным московским кинотеатром, где установили звуковую систему Dolby Stereo. В 2014 году старейший кинотеатр столицы закрыли на капитальную реконструкцию. Зданию вернули тот облик, который придал ему Федор Шехтель, укрепили фундамент, заменили кровлю, восстановили декоративные барельефы и парадный вход.
«Аврора»
Один из первых и крупных кинотеатров в Санкт-Петербурге открыли в конце 1914 года. Напротив Аничкова дворца во дворе дома на Невском проспекте построили большой зал с балконом, который вмещал до 800 человек. Киноцентр назвали «Пикадилли» в честь известной улицы в Лондоне.
В эпоху немого кино «Пикадилли» был самым популярным кинотеатром в империи. Здесь шли свежие российские и зарубежные картины: «Семья Оппенгейм», «Профессор Мамлок», «Болотные солдаты» и другие. На одном из первых сеансов показывали единственный экземпляр немого полнометражного фильма «Сумерки женской души» режиссера Евгения Бауэра. В 1913 году сюда приезжал французский актер-комик Макс Линдер. Немые киносеансы в «Пикадилли» сопровождала игра симфонического оркестра или тапера: в 1920-х здесь подрабатывал 19-летний композитор Дмитрий Шостакович.
Под вечер мы часто скрывались в последний ряд одного из кинематографов на Невском, «Пикадилли» или «Паризиана». Фильмовая техника, несомненно, шла вперед. Уже тогда, в 1915 году, были попытки усовершенствовать иллюзию внесением красок и звуков: морские волны, окрашенные в нездоровый синий цвет, бежали и разбивались об ультрамариновую скалу.
Владимир Набоков. «Другие берега»
В 1929 году жители города начали высказывать через печать свое недовольство странным названием кинотеатра. В ноябре 1932 года, когда страна отмечала 15-ю годовщину революции, ему дали имя крейсера «Аврора». В этом же году здесь установили новую аппаратуру — чтобы показывать звуковые фильмы. Так, «Аврора» стала одним из первых звуковых кинотеатров в Санкт-Петербурге.
Всю Великую Отечественную войну и даже в период блокады кинотеатр «Аврора» продолжал работать: сеансы прерывали лишь во время воздушной тревоги. В мирное время на экране стали появляться голливудские фильмы — «Молодой Карузо», «Призыв судьбы», «Пармская обитель».
В 1980-х в «Авроре» проходили премьеры отечественных картин и встреч с режиссерами: «Орел и решка» Георгия Данелии, «Привет, дуралеи» Эльдара Рязанова, «Ретро втроем» Петра Тодоровского. В 1990-е Олег Меньшиков и французская актриса Катрин Денев представляли здесь фильм «Восток — Запад». Позже в «Авроре» прошли первые показы лент, которые снимали петербургские режиссеры: «Хрусталев, машину» Алексея Германа, «Молох» Александра Сокурова, «Брат» Алексея Балабанова.
Читайте также:
«Родина»
Кинотеатр «Родина» в Санкт-Петербурге находится в старинном здании на Манежной площади. Его спроектировали выпускники Академии художеств, архитекторы Константин Покровский и Борис Боткин. Дом в стиле итальянского палаццо построили в 1916 году.
Через год здесь открыли концертный зал с кинотеатром. Его называли «Сплендид-палас» от английского слова splendid («роскошный») и считали одним из самых богатых в столице. В 1918 году здесь показали первый советский художественный фильм «Уплотнение» по сценарию наркома просвещения Анатолия Луначарского. Все ленты, как и в «Авроре», сопровождала игра оркестра или таперов: например, студент Петроградской консерватории Дмитрий Шостакович подрабатывал и в этом кинотеатре.
Уверяю Вас, что я не гоняю лодыря, а дело обстоит хуже. Меня очень подкузьмил кинематограф. Благодаря моей некоторой впечатлительности, я, когда прихожу домой, то в ушах у меня звучит киномузыка, в глазах стоят ненавистные мне герои. Из-за этого я долго не могу заснуть. Засыпаю не раньше как в 4–5 часов. Поэтому утром я встаю очень поздно и с больной головой и со скверным настроением. Ползут в голову всякие гнусные мысли вроде того, что я продался за 134 рубля «Севзапкино» и что я стал кинопианистом. А потом надо бежать в консерваторию. А потом прихожу домой, обедаю и айда в «Сплендид-палас». Я надеюсь, что это скоро у меня все пройдет и я смогу регулярно заниматься пианизмом.
Из письма Дмитрия Шостаковича преподавателю, 1919 год
В 1931 году на экране «Сплендид-палас» вышел первый отечественный звуковой фильм — «Путевка в жизнь» Николая Экка, а позже прошла премьера картины «Одна» Григория Козинцева и Леонида Трауберга. Во время кинопоказов в соседнем Малом зале работали артисты театров «Кривое зеркало», «Комедия» и Театра малых форм.
В 1932 году «Сплендид-палас» сменил название на «Рот-Фронт». Через 16 лет здесь открылся первый в городе детский кинотеатр, которому дали имя «Родина». В 1960-х после капитальной реконструкции верхних этажей в здании расположился Союз кинематографистов Санкт-Петербурга и кинозал Дома кино. Здесь шли детские фильмы и анимационные картины, а также художественные и документальные ленты — отечественные и зарубежные. «Родина» стала площадкой для разных кинофестивалей, где показывали авторское некоммерческое и артхаусное кино.
В 1932 году «Сплендид-палас» сменил название на «Рот-Фронт». Через 16 лет здесь открылся первый в городе детский кинотеатр, которому дали имя «Родина». В 1960-х после капитальной реконструкции верхних этажей в здании расположился Союз кинематографистов Санкт-Петербурга и кинозал Дома кино. Здесь шли детские фильмы и анимационные картины, а также художественные и документальные ленты — отечественные и зарубежные. «Родина» стала площадкой для разных кинофестивалей, где показывали авторское некоммерческое и артхаусное кино.
В 2013 году Городской детский киноцентр «Родина» отметил 100-летний юбилей. К этому событию здесь реконструировали второй этаж, а также восстановили интерьеры начала XX века.
«Ударник»
В 1931 году в Москве по инициативе наркома просвещения Анатолия Луначарского появился новый кинотеатр — «Ударник». Проект создал архитектор Борис Иофан, который уже работал над Домом на набережной. Кинотеатр в стиле конструктивизма стал одним из самых крупных в СССР: зал вмещал 1600 зрителей.
«Ударник» был первым кинотеатром, который построили специально для звукового кино. В день открытия здесь поставили ленту режиссера Сергея Юткевича «Златые горы» с музыкой Дмитрия Шостаковича. Позже в «Ударнике» показывали «Веселых ребят» Григория Александрова, «Чапаева» режиссеров Сергея и Георгия Васильевых, «Тихий Дон» Ивана Правова и Ольги Преображенской и другие картины. 21 февраля 1935 года в «Ударнике» прошел «Советский кинофестиваль в Москве» (сегодня ММКФ), председателем жюри которого был Сергей Эйзенштейн.
В Великую Отечественную войну кинотеатр продолжал работать: в 1942 году тут показали оскароносный документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой», а через пару лет — картину Ивана Пырьева «В 6 часов вечера после войны».
В 1958 году в «Ударнике» прошел первый Всесоюзный кинофестиваль, а в следующем году — первый после войны Московский кинофестиваль. Позже кинотеатр стал главной площадкой, где показывали внеконкурсные фильмы разных стран.
В 1990-е — после нескольких лет застоя — кинотеатр вернулся к жизни. Здесь провели капитальную реконструкцию и установили звуковую систему Dolby Digital. В 2000-е здание кинотеатра несколько раз переходило от одного владельца к другому, а в 2010 году бывший «Ударник» закрыли.
«Октябрь»
«Октябрь» — один из самых известных и крупных кинотеатров Москвы. Его построили в 1967 году, к 50-летию советской власти. Киноцентр на Новом Арбате возводили при участии московских архитекторов Михаила Посохина и Ашота Мндоянца. Снаружи здание украшала мозаика на тему Октябрьской революции, а изнутри — цветной витраж. В нем располагалось два зала — на 2500 и 500 мест, а также просторные холлы, кафе-бары, ресторан и зал для танцев.
5 ноября 1967 года в «Октябре» состоялся первый киносеанс — здесь представили музыкальную комедию режиссера Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке». Сначала ленту показали строителям самого кинотеатра, а уже через пару дней на фильм могли попасть все желающие.
В 1980-х кинотеатр «Октябрь» стал культурным и общественным центром столицы. Представлять фильмы сюда приезжали известные зарубежные актеры — Адриано Челентано, Жан-Поль Бельмондо, Джейн Фонда и многие другие. Кроме того, кинотеатр был одной из площадок Московского Международного кинофестиваля, поэтому, чтобы показать все картины, в «Октябре» устраивали и ночные сеансы.
В 1998 году началась масштабная реконструкция «Октября», а через семь лет право на пользование кинотеатром получила компания «Каро Фильм». Вместо двух залов сегодня в бывшем «Октябре» работают 11. Здесь показывают фильмы на языке оригинала и устраивают просмотры ММКФ и фестиваля «Кинотавр».
Автор: Ирина Малахова
Смотрите также