Людмила Зыкина
Годы жизни: 10 июня 1929 - 01 июля 2009
Страна: СССР
Сфера деятельности: Исполнитель
Содержание
На прослушивания в Хор имени Пятницкого Людмила Зыкина пришла на спор. И в итоге получила не только шесть порций мороженого, но и возможность выступать на большой сцене. Артистка говорила: «Я счастливый человек! Что бы я ни захотела в своей жизни, у меня рано или поздно исполняется». В репертуаре Зыкиной было около 2000 песен, но всесоюзную славу певице принесли композиции «Течет река Волга» и «Оренбургский платок». В 1977 году Людмила Зыкина создала свой собственный коллектив — Государственный русский народный ансамбль «Россия», который сегодня носит ее имя.
Детство и юность Людмилы Зыкиной
Людмила Зыкина родилась в Москве. Ее отец работал на хлебозаводе, мать трудилась санитаркой в больнице. Жили в деревянном доме в районе Черемушки — тогда он находился на окраине города. Чтобы прокормить семью, родители работали по две смены подряд. Дочь оставляли вместе с бабушкой, которая приезжала из деревни в Рязанской области. Они много времени проводили на улице: ухаживали за огородом, ходили в лес за грибами и ягодами. Людмила Зыкина с детства помогала вести хозяйство — кормила куриц, поросят, уток и корову.
В семье любили музыку и на праздниках пели русские народные песни: «Ой ты, степь широкая», «Вот мчится тройка почтовая», «Хас-булат удалой». Слова Зыкина запоминала от бабушки: она знала много мелодий и всегда начинала петь первой. В книге «Течет моя Волга» Зыкина вспоминала: «Какие же были у моих родственников чудесные голоса! Позже в Хоре имени Пятницкого, и на радио, и просто в деревнях встречала я сотни певцов и певиц. Но таких голосов, как в доме нашем, не слышала больше нигде! <…> У бабушки был альт, у отца — бас, у тети Паши — скорее всего, меццо. А вот у мамы был голос совершенно своеобразного тембра, высокий». Дома Людмила Зыкина сама научилась играть на гитаре и гармони.
При больнице, где работала мать, был кружок самодеятельности. Людмила Зыкина ходила туда на занятия, однако не на вокал, а на танцы. О сцене не думала: мечтала стать летчицей.
Как и тысячи моих сверстниц, я бредила именами Чкалова, Байдукова… и, конечно, героинями-летчицами — Расковой, Гризодубовой, Осипенко… Играла и в волейбол, и в футбол, и в хоккей — ни в чем не хотела уступать мальчишкам. Летом с велосипеда не слезала. Сама его ремонтировала, разбирала и собирала, смазывала подшипники. <…> Обожала копаться в моторах.
Людмила Зыкина. Из книги «Течет моя Волга»
В 1941 году, когда Людмиле Зыкиной исполнилось 12 лет, началась Великая Отечественная война. Отец ушел на фронт, а больница матери стала военным госпиталем, куда каждый день привозили раненых. Продуктов, которые выдавали по иждивенческой карточке, не хватало, и Людмила Зыкина пошла работать. Она устроилась ученицей токаря на Московский станкостроительный завод. Когда писала заявление о приеме, то прибавила себе два года — иначе бы ее просто не взяли из-за возраста. Через три месяца Зыкина уже получила третий разряд и стала работать самостоятельно. Артистка вспоминала: «Чтобы управлять станком, подставляла скамеечку. Работать было интересно, но все время хотелось спать — я же еще и в школе училась, уроки допоздна готовила. Однажды, чтобы не заснуть, запустила еще соседний станок и стала переходить по очереди от одного к другому. Пришлось здорово попотеть. Но норму перевыполнила».
В 1943 году отец вернулся с фронта домой. Через знакомых он устроил дочь на хлебозавод, однако там Зыкина проработала недолго. На одной из смен будущая певица познакомилась с солисткой филармонии Еленой Вяземской. Вяземская услышала, как Зыкина пела, и предложила ей выступать перед сеансами в кинотеатре «Художественный». Иногда их приглашали давать концерты и в госпиталях. Все песни в основном исполняла Вяземская. Людмила Зыкина танцевала и была на подпевках.
В хор за мороженое: первые выступления на сцене
После окончания войны Людмила Зыкина стала часто бывать в совхозном черемушкинском клубе — там молодежь района давала концерты и ставила спектакли. Зыкина вспоминала: «Был он маленький, невзрачный, с низкими потолками. Но нам казался дворцом. <…> Даже устраивали — это в послевоенную-то разруху — вечера мод. <…> Раз в неделю мы давали платное представление, и весь сбор шел на театральные костюмы, на туфли». Если Зыкиной удавалось скопить немного денег, она шла в кинотеатр «Ударник», где перед сеансами выступала знаменитая певица Капиталина Лазаренко. В книге «Течет моя Волга» Зыкина описывала впечатления после ее выступлений: «Это был праздник, настоящий праздник в не досыта евшей, еще не залечившей раны столице».
В 1946 году 17-летняя Людмила Зыкина попала в Хор имени Пятницкого. Это вышло случайно: на прогулке она увидела объявление о наборе и поспорила с подружками на шесть порций мороженого, что пойдет на прослушивание. Когда Зыкина постучала в дверь зала, шел уже второй тур. Однако ее допустили. Из тысячи претендентов в хор взяли только четверых — среди них была и Людмила Зыкина.
Наставником певицы стал известный композитор и дирижер Владимир Захаров. Зыкина много занималась — у нее не было музыкального образования, поэтому сначала приходилось тяжело. Исполнительница вспоминала: «У Захарова я училась постигать «подходы» к песне. <…> Он осуждал слащавую приторность некоторых певцов, сетовал на их дурной вкус, излишнюю жестикуляцию, подвывания и тому подобные «украшательства», требовал максимальной строгости и простоты исполнения». Большое внимание на репетициях уделяли смыслу произведения — нужно было не просто петь, а «проживать» песню. Вместе с Хором Пятницкого Людмила Зыкина часто ездила на гастроли, в том числе за границу. В 1948 году она выступила в Чехословакии на фестивале «Пражская весна».
В 1949 году у Людмилы Зыкиной умерла мать. Это событие сильно отразилось на жизни артистки: от стресса у нее пропал голос. Певице пришлось уйти из хора. Через три месяца она смогла устроиться в Первую образцовую типографию брошюровщицей. Тогда же она съехала из дома к родственникам: отец завел новую семью.
Голос к Зыкиной вернулся только через два года. В книге «Течет моя Волга» исполнительница писала: «И вдруг — неожиданно для себя — я что-то запела и поразилась — голос вернулся! Я тогда захлебнулась от счастья — пою! Не поверила себе, взяла повыше — звучит! Спела захаровскую «Куда б ни шел, ни ехал ты» — все в порядке». Вскоре она стала петь в Хоре русской песни Центрального телевидения и радио. Художественным руководителем коллектива была Анна Руднева. Чтобы добиться чистоты звучания, она просила Зыкину на репетициях петь без аккомпанемента. Руднева хорошо знала фольклор и много рассказывала певице о народной музыке, учила, как вести себя на сцене: куда смотреть, как красиво уходить.
«Мисс Волга»: сольные песни Людмилы Зыкиной
Постепенно Людмила Зыкина стала задумываться о сольной карьере. Случай представился в 1960 году: в Москве проходил Всероссийский конкурс артистов эстрады. На прослушивании петь решила без инструментального сопровождения. Перед жюри она исполнила песни «Сронила колечко», «Утушка луговая» и «Ты подуй, подуй, ветер низовой». Людмилу Зыкину заметили — певица стала лауреатом конкурса, а вскоре ее пригласили на работу в Москонцерт.
Нисколечко не волновалась — одна на сцене, пою, как хочу. И уж больно хотелось доказать всем, кто не верил в меня, что я могу быть первой. И был у меня в тот день, наверное, самый дорогой для меня успех. Не видел никто, как я потом плакала — от счастья, от того, что так, не сразу, не вдруг, исполнилась моя давняя и затаенная мечта.
Людмила Зыкина. Из книги «Течет моя Волга»
Первой в репертуаре Людмилы Зыкиной стала песня о молодом моряке «На побывку едет». Исполнить композицию предложили музыкант Александр Аверкин и поэт Виктор Боков. Однако сначала успеха певице она не принесла: на радио песню не брали, на концертах — скупо аплодировали. Сказалось и то, что Зыкиной было трудно перестроиться с хорового пения на сольное. Она вспоминала: «Придя на эстраду, никак не могла отделаться от ощущения, что зритель в зале меня не слышит, потому что я была приучена петь перед микрофоном тихо. Так на ходу приходилось перестраиваться: ломать устоявшиеся привычки, наработанные приемы пения». Тогда Людмила Зыкина решила немного отойти от стиля исполнения народной песни. Певица добавила игру голосом: с тихого исполнения резко переходила на громкое, а потом снова возвращалась к прежнему. Прием сработал. Вскоре Александр Аверкин предложил Зыкиной еще одну композицию — «Письмо к матери».
В первые годы на эстраде Людмила Зыкина исполняла много песен о нелегкой женской судьбе: «Слезы», «Мне березка дарила сережки», «Твой отец». Об этом периоде артистка писала: «Я пела много песен — бесхитростных и слащавых. <…> Не хватало в моем репертуаре ни подлинной лирики, ни серьезных писем, а замахнуться на большую гражданскую тему я не решалась. <…> Так я начинала на эстраде. А всякое начало — поиск». К 1965 году Людмила Зыкина пересмотрела свой репертуар. С новой программой ей помогали знаменитые певицы — Ирма Яунзем и Лидия Русланова. Они подобрали песни «Матушка, что во поле пыльно», «Тонкая рябина», «Вечор поздно из лесочка». Вскоре Зыкина включила композицию о любви дочери и матери «Оренбургский пуховый платок». Песня на стихи поэта Виктора Бокова стала одной из самых популярных в в ее репертуаре. Она рассказывала: «Исполняя «Оренбургский платок», я как бы размышляю над судьбой этой старой женщины, прожившей нелегкую жизнь. Женщина-мать всегда прекрасна, всегда достойна восхищения».
Параллельно Людмила Зыкина ходила на занятия в Московское музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова. Новые песни требовали виртуозного владения голосом, а ежедневная работа с композиторами и режиссерами — знания музыкальной теории. Программы Зыкиной становились все продуманнее: теперь певица соединяла отдельные номера стихотворениями, тщательно подбирала костюмы. Так, в концерте «Тебе, женщина» артистка показывала историю женщин в России: от бесправия в древности до героических подвигов наравне с мужчинами во время Великой Отечественной войны. Зыкина начинала с плачей «Не по реченьке» и «Не бушуйте, ветры буйные», затем исполняла «Идем, идем, веселые подруги» на музыку Исаака Дунаевского. Кульминацией была «Ариозо матери» Александра Новикова — песня о матери, которая ждет своего сына домой.
В середине 1960-х годов певица работала над песней Льва Ошанина «Течет река Волга». Впервые ее спел актер Владимир Трошин в 1962 году в фильме «Течет Волга». Зыкина вспоминала: «Чуть ли не все ее перепели, а я все не могла решиться — казалось, у меня нет ровного звучания в низком и высоком регистрах. <…> Шло время. Наступил какой-то миг, и я почувствовала, что не могу не спеть ее». Песня в исполнении Зыкиной стала хитом: большим тиражом выходили пластинки, а западные СМИ называли артистку «Мисс Волга».
В 1968 году Людмила Зыкина стала солисткой на концерте композитора Родиона Щедрина. Он написал «Поэторию» на стихи Андрея Вознесенского. Это был концерт поэта в сопровождении оркестра. Певица вспоминала: «Те часы, что я прозанималась с ним, были для меня трудной школой, а пролетели незаметно — с такой радостью я его слушала». Концерт получил приз на Международном фестивале в английском Бостоне за оригинальное использование фольклора в симфоническом произведении.
Сама ищу стихи, просматриваю поэтические сборники, покупаю у букинистов старинные журналы, в которых может промелькнуть интересный «стихотворный материал». <…> …На мой взгляд певец, певица не могут не любить поэзию, иначе им просто нечего делать в искусстве.
Людмила Зыкина. Из книги «Течет моя Волга»
В 1969 году Зыкина окончила музыкальное училище. К этому моменту она была знаменитой певицей и проводила на гастролях до 20 дней в месяц. Исполнительница выступала во Франции, Польше, Болгарии, Финляндии, Чехословакии, объездила большую часть СССР. Пела даже для полярников в Арктике.
К 100-летию со дня рождения Ленина, в 1970 году, Людмила Зыкина вновь солировала на концерте композитора Родиона Щедрина. Он написал кантату «Ленин в сердце народном». Произведение было построено как рассказ двух обычных людей, которые видели Ленина: красногвардейца Бельмаса и работницы Наторовой. По форме кантата была похожа на «Поэторию» — монологи героев поддерживали арии солистов, хор и оркестр. Лев Лещенко в книге «Апология памяти» писал: «Музыка оратории представляет собой невероятной сложности партитуру, основанную на документальных свидетельствах людей, знавших и видевших Ленина. <…> Ну, «рассказ» в данном случае — весьма условное определение той вокальной партии, которая под силу только высокопрофессиональному исполнителю». В 1972 году произведение отметили Государственной премией. А через год Зыкиной присвоили звание народной артистки СССР «за большие достижения в развитии советского музыкального искусства».
На пике карьеры Людмила Зыкина решила получить высшее образование: ей хотелось не только петь самой, но и учить народной песне других. В 1977 году исполнительница окончила Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. Вскоре Людмила Зыкина стала преподавать в Московском государственном институте культуры на кафедре народного хора.
«Я слишком люблю то, что делаю»: личная жизнь Людмилы Зыкиной
Людмила Зыкина была замужем четыре раза. Первым мужем стал инженер автомобильного завода Владлен Позднов. Певице на тот момент было 22 года, они познакомились, когда Зыкина работала в типографии. Через несколько месяцев к ней вернулся голос, и исполнительница стала часто уезжать на гастроли с хором Центрального телевидения и радио. Супруги прожили вместе только год.
Вскоре Зыкина познакомилась с фотокорреспондентом журнала «Советский воин» Евгением Сваловым. Встретились в троллейбусе: певица возвращалась с репетиции и села напротив будущего супруга. Она сразу же понравилась Свалову, и журналист решил проводить исполнительницу до дома. Через пару месяцев он сделал предложение. Брак был недолгим: спустя несколько лет супруги развелись.
Третьим мужем певицы стал преподаватель иностранных языков и личный переводчик патриарха Алексия I Владимир Котелкин. Вместе они прожили десять лет. Людмила Зыкина рассуждала: «Я слишком люблю то, что делаю. Это на первом месте у меня: все, что мне мешало когда-то, я все отбрасывала. Может быть поэтому у меня и семья не сложилась. <…> Ежедневно репетиции, почти каждый день концерты, иногда по два в день. <…> Кому из мужчин понравится жена, которая приходит за полночь уставшая».
В 1975 году Людмила Зыкина встретила своего четвертого мужа — баяниста Виктора Гридина. Позже он возглавил ансамбль, который аккомпанировал певице. К моменту знакомства с артисткой он уже был женат и воспитывал двоих детей. Однако влюбился в Зыкину и развелся с супругой. В следующем году они поженились. Супруги прожили 17 лет: вместе выступали, продумывали программу, ездили на гастроли. Брак распался в 1993 году.
«Жемчужина национального фольклора»: создание ансамбля «Россия»
В 1977 году Людмила Зыкина создала свой собственный концертный коллектив — Государственный академический русский народный ансамбль «Россия». В него вошли опытные музыканты: гитарист Геннадий Разуваев аккомпанировал Клавдии Шульженко, домрист Анатолий Соболев играл в «Березке», а Виктор Калининский солировал в оркестре Всесоюзного радио. Певица вспоминала: «Темп мы взяли немыслимый: к началу 80-х годов вышли на уровень 100–120 концертов в год! Умом и сердцем чувствовала, что направление и ритм взяты правильно». Ансамбль побывал на гастролях в 32 странах. В 1980 году выступили в культурной программе Олимпиады в Москве.
Результат гастролей гостей из России превзошел все ожидания. Это поистине жемчужина национального фольклора России.
Рецензия из финской газеты «Илта Саномат»
Людмила Зыкина была не только художественным руководителем, но и солисткой ансамбля. В ее репертуаре появились песни: «Гляжу в озера синие», «Мать и сын», «Зачем меня окликнул ты», «Подари мне платок». Артист Дмитрий Хворостовский говорил: «Это всегда было пение через сердце, что характерно русскому человеку, русской культуре, русскому пению. Пение, как у Тургенева, когда человек поет через свое сердце, поглощая всех нас, завораживая всех нас».
В 1987 году Людмиле Зыкиной присвоили звание Героя Социалистического Труда «за большие заслуги в развитии советского музыкального искусства». Большую часть времени исполнительница проводила на репетициях ансамбля «Россия»: планировала гастроли, готовила новую программу, утверждала аранжировки песен. В 1990-е коллектив по-прежнему давал много концертов и собирал полные залы. Но Людмила Зыкина уже реже выходила на сцену. Певица говорила: «Я, например, не умею петь под фонограмму. Если нездорова, то я лучше не буду петь. <…> …Пока есть голос — надо петь, а если уже нет — надо уходить со сцены и искать себе другую специальность».
В начале 2000-х годов у исполнительницы начались серьезные проблемы со здоровьем. 10 июня 2009 года она отметила 80-летний юбилей. С праздником Людмилу Зыкину поздравил президент России Дмитрий Медведев — он же вручил ей орден «За заслуги перед Отечеством» I степени. А 1 июля 2009 года певица скончалась. Ее похоронили с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве. В этом же году ансамблю «Россия» было присвоено имя Людмилы Зыкиной.
В публикациях
Смотрите также