«Дом на набережной» с кинотеатром «Ударник» и Театром Эстрады
Осмысление конструктивной архитектурной формы на базе классических принципов нашло выражение в сооружении жилого комплекса на улице Серафимовича, построенного архитектором Б.М. Иофаном в 1928–1931 годах. Это был один из первых многофункциональных жилых комплексов города, более известный как «Дом на набережной», в котором жили сотрудники ЦИК и СНК. Дом стал печально знаменит в годы сталинских репрессий, когда квартиры людей, занимавших высокое положение в государстве, часто меняли своих хозяев, осуждённых в результате доносов и политических перестановок.
Непростые условия планировки комплекса, вызванные формой предоставленного участка, потребовали от архитектора Б.М. Иофана решения сложных градостроительных и чисто технических задач, что предопределило динамичное развитие масс дома-квартала с тремя внутренними дворами. Их форма следует сужению почти треугольного участка от наиболее широкого двора к самому длинному и узкому. Вершину треугольника замыкает кинотеатр «Ударник». Жилой комплекс включал в себя такие культурно-бытовые постройки как клуб, кинотеатр, магазин, детский сад и др. Динамика выступов и отступов объемов в решении фасадов зданий подчеркивает их трехмерность.
Кинотеатр служит своеобразной ступенью между горизонталью старого города и вертикалью новых форм. Мощные столбы на главном фасаде могут вызвать в памяти колонны, поддерживающие аттик, а лежачий усеченный конус перекрытия — купол. Интерьер кинотеатра «Ударник» был решен в простых формах без лишней декорации. Продумано удобное расположение мест и проходов в зале, тонкостенный купол над фойе увеличивает его объём. Галерея третьего этажа, выраженная остекленным эркером на фасаде, служит библиотекой и читальным залом для зрителей, ожидающих сеанса.
В несколько другом ключе решен Б.М. Иофаном фасад клуба (ныне Театр эстрады). Пространственная композиция театра представляет собой симметричную структуру. Со стороны улицы открываются дворы. По бокам здание фланкируют многоэтажные объёмы. Фасад, обращенный к реке, оформлен «модернизированным» портиком. Квадратные в плане столбы поддерживают балку перекрытия и «отражаются» пилястрами на стене фасада. Фасад, выходящий на набережную Москвы-реки, осевой линией перекликается со зданием Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Таким образом, подчеркивается градообразующая роль нового ансамбля в соотношении форм «чистой» неоклассики и конструктивным преображением классических элементов.