Картина в деталях: историческое полотно Николая Ге

В издательстве «Эксмо» выходит книга журналистки, создательницы документальных фильмов для телеканала «Культура» Юлии Варенцовой «Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX — начала XX века». В ней автор рассказывает о знаменитых русских живописцах и их полотнах через призму истории — от «Великих реформ» Александра II
до первых десятилетий Советской России.
Публикуем отрывок из книги, который посвящен художнику Николаю Ге
и его полотну «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе».
В Петербурге Николай Ге вместе с художниками Григорием Мясоедовым
и Иваном Крамским
создает Товарищество передвижных художественных выставок
 — самую передовую арт-площадку своего времени. Перевозя экспозицию из города в город — из Тамбова
в Орел
, из Харькова в Одессу, — они дают художникам возможность заработать на продаже собственных картин, а жителям России — приобщиться к искусству.
Сама идея Товарищества принадлежит именно Николаю Ге. Он хочет сделать русских художников более состоятельными и независимыми. Ге становится казначеем Товарищества. Его математическое образование позволяет утвердиться в этой роли, и он придумывает свою систему бухгалтерской отчетности, которая просуществует вплоть до закрытия объединения.
В Товарищество передвижников входят почти все лучшие художники эпохи: Крамской, Репин
, Поленов
, Суриков
. Противопоставив устаревшему академизму реалистическую манеру живописи, они расширяют свою «целевую аудиторию». Художники отказываются писать мифологические исторические композиции, понимая, что подобные темы больше никому не интересны. Ведь с середины XIX века на выставки приходит новый зритель. Если раньше это были люди образованные, из дворянского сословия, то после отмены крепостного права ситуация меняется. Вчерашние крестьяне приходят в город и начинают вовлекаться в городскую жизнь. Купцы, новые предприниматели и промышленники — всем интересно рассматривать на картинах окружающую действительность. И поэтому актуальное искусство меняет направление и круг интересов.
В первой выставке Товарищества передвижников Ге участвует с картиной «Петр I допрашивает царевича Алексея». «Ге царит решительно», — скажет об экспозиции Крамской. Художник снова улавливает модную тенденцию — на этот раз в русском искусстве: обращение к корням. 60–70-е годы XIX века — это время пристального внимания к переломным моментам русской истории и к тем личностям, которые эти переломы совершали. Ге пишет картину «Петр I допрашивает царевича Алексея», Василий Суриков — «Утро стрелецкой казни» и «Боярыню Морозову»
. Историческую трагедию Николай Ге показывает через трагедию личную, трагедию близких людей, отца и сына. Он изображает Петра
и царевича Алексея в затененном интерьере петергофского
дворца «Монплезир»
.
Удивительно, что когда Ге только начинал работать над картиной, его симпатии были всецело на стороне Петра. Он приехал из Италии абсолютным западником и был очень благодарен царю за то, что тот открыл «окно в Европу» и способствовал ускоренному движению России навстречу европейской цивилизации. Но, когда Ге погрузился в архивы и исторические документы во время подготовки к написанию картины, когда пообщался с историком Костомаровым
, ему открылась вся жестокость Петра. Поэтому на полотне нет правых и виноватых, а лишь сложная диалектика истории.
Но за это полотно Ге ведут заочный спор меценат Павел Третьяков
и император Александр Третий
. Прямо на выставке, увидев картину, самодержец изъявляет желание ее приобрести. И никто не решается ему сообщить, что работа уже куплена. Николаю Ге деликатно рассказывают о непредвиденной ситуации и просят сделать копию. Художник отвечает, что сначала надо посоветоваться с официальным владельцем оригинала, Павлом Третьяковым. Тот соглашается, и только тогда Николай Ге пишет точную копию картины — для царя. Так что «Петр I допрашивает царевича Алексея» существует в двух авторских экземплярах: один хранится в Третьяковской галерее
, другой — в Русском музее
.
Петр сидит, но его фигура выглядит очень энергичной. Он немного напоминает сжатую пружину. И вот энергии, которая наполняет фигуру реформатора, как бы противостоит личность царевича Алексея. Он напоминает тлеющую свечу. Резко выезжает на зрителя угол стола, и разбегаются в разные стороны шашечки паркета. Такими пластическими, оптически доступными методами он разводит этих двух людей абсолютно фатально и неизбежно.
Любовь Головина, Государственная Третьяковская галерея
Следующие картины на историческую тему, в том числе хрестоматийную «Пушкин в селе Михайловском», публика вновь освистает. И тогда Ге решит: Петербург — не для него. Большим художником его здесь не признают, а зарабатывать живописью как ремеслом он не хочет. Вместе с семьей — женой и двумя сыновьями — художник уезжает на отдаленный хутор Ивановское в Черниговской губернии. Как оказалось — насовсем.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна