Версаль Петра Великого
В 1723 году прошло торжественное открытие Петергофа — резиденции Петра Великого, которую возводили по его личным эскизам и чертежам. Дворцы и фонтаны не раз перестраивались, но сохранили главные черты эпохи барокко — обилие декора, тщательно продуманные детали, строгую симметрию пейзажей и зданий. За пышность и величие царскую резиденцию часто называют «русским Версалем». Что посмотреть в Петергофе? Собрали для вас самые главные места, которые обязательно нужно посетить.
Большой Петергофский дворец
Большой дворец — основное здание Петергофского ансамбля — строили в 1714–1725 годах. При Петре I здесь возвели небольшое двухэтажное здание, в котором проходили официальные приемы и праздники. Однако в годы царствования Елизаветы Петровны, в эпоху пышных балов, великолепных нарядов и богато декорированных барочных построек, петровский дворец выглядел не по-царски скромным. По просьбе императрицы, его реконструировал Франческо Бартоломео Растрелли. Архитектор возвел здесь третий этаж, по бокам здания соорудил галереи и создал помпезные интерьеры со множеством зеркал, резным декором и позолотой. В XIX столетии Большой дворец снова реставрировали: Андрей Штакеншнейдер обновил интерьеры Восточного флигеля.
НА ПЕТЕРГОФ
Прохладная страна! места преузорочны!
Где с шумом в воздух бьют стремленья водоточны;
Где роскоши своей весна имеет трон,
Где всюду слышится поющих птичек тон,
Где спорят меж собой искусство и природа
В лесах, в цветах, в водах, в небесном блеске свода,
И словом, кто эдем захочет знать каков, —
Приди и посмотри приморский дом Петров.
Прохладная страна! места преузорочны!
Где с шумом в воздух бьют стремленья водоточны;
Где роскоши своей весна имеет трон,
Где всюду слышится поющих птичек тон,
Где спорят меж собой искусство и природа
В лесах, в цветах, в водах, в небесном блеске свода,
И словом, кто эдем захочет знать каков, —
Приди и посмотри приморский дом Петров.
В сентябре 1941 года Петергоф взяли немцы. Главный дворец императорской резиденции много раз попадал под артобстрел, бушевавший после взрывов пожар уничтожил практически все, кроме остова здания. Его начали восстанавливать вскоре после освобождения Петергофа — и в 1964 году обновленный царский дворец уже встречал своих первых гостей.
Большой каскад
По задумке Петра I главную роль в убранстве царской резиденции должны были играть фонтаны Петергофа. Многие из них император проектировал сам, а строили водные сооружения самые известные в те годы инженеры Европы.
В 1716 году стали возводить Большой каскад — фонтанный комплекс, который примыкал к Большому Петергофскому дворцу. Его украсили изысканными барельефами, прославляющими победы России, вазами-фонтанами и чугунными скульптурами в античном стиле, которые позже заменили на позолоченные. Впервые комплекс запустили спустя пять лет после начала строительства, в июле 1721 года. А позже здесь разместилась знаковая скульптура, которая сегодня стала символом фонтанного комплекса — высокая статуя мифологического персонажа Самсона, который раздирает пасть льву. Эта фигура в центре большого фонтана олицетворяла победу России над Швецией.
Большой каскад таил в себе множество секретов: за ним скрывались прохладные гроты и «шутейные фонтаны», как называл их Петр. Один из таких «шутих» был устроен на столе и начинал работать, когда гость протягивал руку к блюду с фруктами. Другой — как водная завеса — мешал выйти из грота. Фонтаны Петергофа спроектированы так, чтобы работать без насосов: за счет перепада высоты, накопительных бассейнов и родников.
…В тот ясный летний вечер все казалось каким-то ирреальным, точно на миг приснившимся, готовым тут же растаять сновидением. Серебряные крыши дворца, едва отличавшиеся от бледного неба; мерцание золотой короны на среднем корпусе, блеклый отблеск в окнах угасавшей зари, ниже струи не перестававших бить фонтанов, с гигантским водяным столбом «Самсона» посреди, а еще ближе, по берегам канала, два ряда водометов, белевших среди черной хвои, — все это вместе создавало картину, полную сказочной красоты и щемящей меланхолии.
В военные годы Большой каскад был разорен. Те скульптуры, которые не успели снять и спрятать работники музея, включая фигуру Самсона, вывезли или переплавили захватчики. Петергоф освободили в 1944 году, а в 1946-м отреставрированный фонтанный комплекс уже работал вновь. Знаменитую статую восстановили позже советский скульптор Василий Симонов и его помощник Николай Михайлов по довоенным семейным фотографиям, которые присылали жители СССР.
Дворец Монплезир
Дворец, название которого переводится с французского как «Мое удовольствие», построили по рисункам Петра I в глубине Нижнего парка — на самом берегу Финского залива. Император уделил внимание не только общей архитектурной концепции, но и планировке комнат, интерьерам и декору. В оформлении дворца прослеживались тенденции голландской архитектуры тех лет, и вскоре Монплезир получил второе имя — «Голландский домик» за опрятные сдержанные интерьеры и практические новшества.
Во дворец провели водопровод и канализацию, а в кухне установили каменную раковину для мытья посуды. Изнутри здание украсили вощеным дубом и мраморными настенными панелями, резьбой, дорогими тканями и голландскими изразцами. Здесь разместили картины, которые начал собирать император, и его коллекцию китайского фарфора в специальной комнате: аутентичность предметов роскоши подчеркивали лаковые панно. А в покоях сохранились подлинные вещи, которые принадлежали Петру I: фетровый ночной колпак, полотенце, кувшин, тазик для умывания.
Эскиз Монплезирского сада, прилегающего к дворцу, также создал сам Петр I. Он украшен узорчатыми клумбами, величественными фонтанами со скульптурами и «фонтанами-шутихами», которые так любил Петр I.
Нельзя ль найти мне уголок
(Но не забыв про камелек)
В волшебном вашем Монплезире?
Признаться, вспомнишь лишь о нем,
Душа наполнится огнем,
И руки сами рвутся к лире.
(Но не забыв про камелек)
В волшебном вашем Монплезире?
Признаться, вспомнишь лишь о нем,
Душа наполнится огнем,
И руки сами рвутся к лире.
Василий Жуковский, отрывок из стихотворения «Письмо к А.Л. Нарышкину»
Дворец Марли
Дворец Марли изначально назывался «Малые приморские палаты». А название Марли возникло по аналогии с резиденцией Людовика XIV в Марли-ле-Руа, где побывал однажды Петр I.
Дворец в Нижнем парке Петергофа возводили по проекту Иоганна Браунштейна, а некоторые правки в наработки внес сам император. Здание построили одновременно с искусственными прудами, которые расположены по обе стороны его фасадов. В них запустили рыбу, которую выписали из Пруссии. Изящный двухэтажный дворец с лаконичным декором стал ядром этой части парка — с прилегающими аллеями, фонтанным каскадом «Золотая гора» и водоемами.
Изначально предполагалось, что в здании будут останавливаться гости императорской семьи, но после смерти Петра I здесь стали хранить его личные вещи — книги, мебель, посуду, одежду. Дворец стал мемориальным.
В конце XIX века здание пришлось разобрать, чтобы поставить на новый, более прочный фундамент. Каждый кирпич пронумеровали и потом вернули на свои места — так реставраторы сохранили первоначальный вид и подлинное убранство. В следующий раз дворец восстанавливали после войны: как и остальные здания Петергофа, он пострадал во время оккупации. Однако почти все его экспонаты успели эвакуировать, и позже они вернулись в музей.
Верхний сад
Верхний сад, расположенный перед Большим дворцом, также изначально создавался по эскизам Петра I. Это был своеобразный парадный подъезд — именно через Верхний сад гости попадали в Большой дворец. Однако особого парадного вида при жизни императора этот уголок не имел: в пруду разводили рыбу, на грядках выращивали овощи, а на аптекарском огороде — лекарственные и пряные травы. Лишь при Анне Иоанновне Верхнему саду придали величественный вид, подходящий загородной царской резиденции. Здесь установили беседки и скульптуры, устроили фонтаны. Реставрируя Большой дворец, Франческо Бартоломео Растрелли также уделил внимание Верхнему саду: расширил его, обнес оградой и украсил главный въезд красивыми коваными воротами.
В военные годы удалось снять и спрятать скульптуры сада, но сам он не уцелел в первозданном виде: его пересекал противотанковый ров. Парковые пейзажи восстановили в 1960-х годах: здесь вновь поставили скульптуры, разбили по старым чертежам аллеи и цветники, а старые деревья заменили на молодые.
Автор: Диана Тесленко