Версаль Петра Великого

В 1723 году прошло торжественное открытие Петергофа
 — резиденции Петра Великого
, которую возводили по его личным эскизам и чертежам. Дворцы и фонтаны не раз перестраивались, но сохранили главные черты эпохи барокко — обилие декора, тщательно продуманные детали, строгую симметрию пейзажей и зданий. За пышность и величие царскую резиденцию часто называют «русским Версалем». Что посмотреть в Петергофе? Собрали для вас самые главные места, которые обязательно нужно посетить.

Большой Петергофский дворец

Государственный музей-заповедник «Петергоф». Фотография: Александр Тарасенков / фотобанк «Лори»
Пожар в Большом Петергофском дворце. Петергоф, 1941 год. Фотография: Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург
Большой Петергофский дворец. Фотография: Николай Винокуров / фотобанк «Лори»
Большой дворец
 — основное здание Петергофского ансамбля — строили в 1714–1725 годах. При Петре I здесь возвели небольшое двухэтажное здание, в котором проходили официальные приемы и праздники. Однако в годы царствования Елизаветы Петровны, в эпоху пышных балов, великолепных нарядов и богато декорированных барочных построек, петровский дворец выглядел не по-царски скромным. По просьбе императрицы, его реконструировал Франческо Бартоломео Растрелли
. Архитектор возвел здесь третий этаж, по бокам здания соорудил галереи и создал помпезные интерьеры со множеством зеркал, резным декором и позолотой. В XIX столетии Большой дворец снова реставрировали: Андрей Штакеншнейдер
обновил интерьеры Восточного флигеля.
НА ПЕТЕРГОФ
‎Прохладная страна! места преузорочны!
Где с шумом в воздух бьют стремленья водоточны;
Где роскоши своей весна имеет трон,
Где всюду слышится поющих птичек тон,
Где спорят меж собой искусство и природа
В лесах, в цветах, в водах, в небесном блеске свода,
И словом, кто эдем захочет знать каков, —
Приди и посмотри приморский дом Петров.
В сентябре 1941 года Петергоф взяли немцы. Главный дворец императорской резиденции много раз попадал под артобстрел
, бушевавший после взрывов пожар уничтожил практически все, кроме остова здания. Его начали восстанавливать вскоре после освобождения Петергофа — и в 1964 году обновленный царский дворец уже встречал своих первых гостей.

Большой каскад

Большой Каскадный фонтан. Фотография: Vitas / фотобанк «Лори»
Фигура Самсона, разрывающего пасть льва. Фотография: Игорь Литвяк / фотобанк «Лори»
Большой Каскадный фонтан. Фотография: Игорь Литвяк / фотобанк «Лори»
По задумке Петра I главную роль в убранстве царской резиденции должны были играть фонтаны Петергофа. Многие из них император проектировал сам, а строили водные сооружения самые известные в те годы инженеры Европы.
В 1716 году стали возводить Большой каскад
 — фонтанный комплекс, который примыкал к Большому Петергофскому дворцу. Его украсили изысканными барельефами, прославляющими победы России, вазами-фонтанами и чугунными скульптурами в античном стиле
, которые позже заменили на позолоченные. Впервые комплекс запустили спустя пять лет после начала строительства, в июле 1721 года. А позже здесь разместилась знаковая скульптура, которая сегодня стала символом фонтанного комплекса — высокая статуя мифологического персонажа Самсона, который раздирает пасть льву. Эта фигура в центре большого фонтана олицетворяла победу России над Швецией.
Большой каскад таил в себе множество секретов: за ним скрывались прохладные гроты и «шутейные фонтаны», как называл их Петр. Один из таких «шутих» был устроен на столе и начинал работать, когда гость протягивал руку к блюду с фруктами. Другой — как водная завеса — мешал выйти из грота. Фонтаны Петергофа спроектированы так, чтобы работать без насосов: за счет перепада высоты, накопительных бассейнов и родников.
…В тот ясный летний вечер все казалось каким-то ирреальным, точно на миг приснившимся, готовым тут же растаять сновидением. Серебряные крыши дворца, едва отличавшиеся от бледного неба; мерцание золотой короны на среднем корпусе, блеклый отблеск в окнах угасавшей зари, ниже струи не перестававших бить фонтанов, с гигантским водяным столбом «Самсона» посреди, а еще ближе, по берегам канала, два ряда водометов, белевших среди черной хвои, — все это вместе создавало картину, полную сказочной красоты и щемящей меланхолии.
В военные годы Большой каскад был разорен. Те скульптуры, которые не успели снять и спрятать
работники музея, включая фигуру Самсона, вывезли или переплавили захватчики. Петергоф освободили в 1944 году, а в 1946-м отреставрированный фонтанный комплекс уже работал вновь. Знаменитую статую восстановили позже советский скульптор Василий Симонов и его помощник Николай Михайлов по довоенным семейным фотографиям, которые присылали жители СССР.

Дворец Монплезир

Дворец Монплезир. Фотография: Yuliya Baturina / фотобанк «Лори»
Терраса дворца Монплезир. Фотография: Александр Тарасенков / фотобанк «Лори»
Сад дворца Монплезир. Фотография: Игорь Литвяк / фотобанк «Лори»
Дворец, название которого переводится с французского как «Мое удовольствие», построили по рисункам Петра I в глубине Нижнего парка — на самом берегу Финского залива. Император уделил внимание не только общей архитектурной концепции, но и планировке комнат, интерьерам и декору. В оформлении дворца прослеживались тенденции голландской архитектуры тех лет, и вскоре Монплезир
получил второе имя — «Голландский домик» за опрятные сдержанные интерьеры и практические новшества.
Во дворец провели водопровод и канализацию, а в кухне установили каменную раковину для мытья посуды. Изнутри здание украсили вощеным дубом и мраморными настенными панелями, резьбой, дорогими тканями и голландскими изразцами. Здесь разместили картины, которые начал собирать император, и его коллекцию китайского фарфора в специальной комнате: аутентичность предметов роскоши подчеркивали лаковые панно. А в покоях сохранились подлинные вещи, которые принадлежали Петру I: фетровый ночной колпак, полотенце, кувшин, тазик для умывания.
Эскиз Монплезирского сада, прилегающего к дворцу, также создал сам Петр I. Он украшен узорчатыми клумбами, величественными фонтанами со скульптурами и «фонтанами-шутихами», которые так любил Петр I.
Нельзя ль найти мне уголок
(Но не забыв про камелек)
В волшебном вашем Монплезире?
Признаться, вспомнишь лишь о нем,
Душа наполнится огнем,
И руки сами рвутся к лире.
Василий Жуковский
, отрывок из стихотворения «Письмо к А.Л. Нарышкину»

Дворец Марли

Вид от каскада «Золотая гора» на дворец Марли. Фотография: Игорь Литвяк / фотобанк «Лори»
Дворец Марли. Фотография: Давид Мзареулян / фотобанк «Лори»
Дворец Марли. Фотография: Игорь Литвяк / фотобанк «Лори»
Дворец Марли
изначально назывался «Малые приморские палаты». А название Марли возникло по аналогии с резиденцией Людовика XIV в Марли-ле-Руа, где побывал однажды Петр I.
Дворец в Нижнем парке Петергофа возводили по проекту Иоганна Браунштейна, а некоторые правки в наработки внес сам император. Здание построили одновременно с искусственными прудами, которые расположены по обе стороны его фасадов. В них запустили рыбу, которую выписали из Пруссии. Изящный двухэтажный дворец с лаконичным декором стал ядром этой части парка — с прилегающими аллеями, фонтанным каскадом «Золотая гора» и водоемами.
Изначально предполагалось, что в здании будут останавливаться гости императорской семьи, но после смерти Петра I здесь стали хранить его личные вещи — книги, мебель, посуду, одежду. Дворец стал мемориальным.
В конце XIX века здание пришлось разобрать, чтобы поставить на новый, более прочный фундамент. Каждый кирпич пронумеровали и потом вернули на свои места — так реставраторы сохранили первоначальный вид и подлинное убранство. В следующий раз дворец восстанавливали после войны: как и остальные здания Петергофа, он пострадал во время оккупации. Однако почти все его экспонаты успели эвакуировать, и позже они вернулись в музей.

Верхний сад

Верхний сад, фонтан «Нептун». Фотография: Игорь Литвяк / фотобанк «Лори»
Верхний сад, фонтан «Межеумный». Фотография: Игорь Литвяк / фотобанк «Лори»
Панорамный вид на Верхний сад. Фотография: Игорь Литвяк / фотобанк «Лори»
Верхний сад, расположенный перед Большим дворцом, также изначально создавался по эскизам Петра I. Это был своеобразный парадный подъезд — именно через Верхний сад гости попадали в Большой дворец. Однако особого парадного вида при жизни императора этот уголок не имел: в пруду разводили рыбу, на грядках выращивали овощи, а на аптекарском огороде — лекарственные и пряные травы. Лишь при Анне Иоанновне Верхнему саду придали величественный вид, подходящий загородной царской резиденции. Здесь установили беседки и скульптуры, устроили фонтаны. Реставрируя Большой дворец, Франческо Бартоломео Растрелли
также уделил внимание Верхнему саду: расширил его, обнес оградой и украсил главный въезд красивыми коваными воротами.
В военные годы удалось снять и спрятать скульптуры сада, но сам он не уцелел в первозданном виде: его пересекал противотанковый ров. Парковые пейзажи восстановили в 1960-х годах: здесь вновь поставили скульптуры, разбили по старым чертежам аллеи и цветники, а старые деревья заменили на молодые.
Автор: Диана Тесленко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна