Самый главный человек в офисе. Секретарши в кино
Если театр начинается с вешалки, то кабинет любого руководителя начинается с «предбанника», где располагается его секретарь. В подавляющем большинстве случаев на этих должностях трудятся представительницы прекрасного пола. Секретарша — это богиня офиса, она должна знать и уметь всё, угадывать настроение своего босса с полувзгляда, быть в курсе всех его дел, а также дел фирмы и ее сотрудников. А еще она обязана варить вкусный кофе и сногсшибательно выглядеть в строгом деловом костюме. В советском кинематографе есть несколько выразительных образов секретарш, о которых мы сегодня и вспоминаем.
Конечно, первое место среди отечественных киносекретарш прочно закреплено за легендарной Верочкой из «Служебного романа». Секретарша Людмилы Прокофьевны Калугиной просто идеальна. Она знает все обо всех, умеет хранить тайны (ну только если своей подруге расскажет о том, что Оля Рыжова — «вон она сидит в жутких розочках» — влюблена в замдиректора Самохвалова и пишет ему письма), она может дать своей начальнице уроки стиля и научить ее, как правильно одеваться и ходить так, как ходят настоящие женщины. В «Служебном романе» роль Верочки гениально сыграла Лия Ахеджакова. Вот что писал режиссер Эльдар Рязанов в своей книге «Неподведенные итоги»: «Роль секретарши Верочки в пьесе «Сослуживцы» была иной, нежели в фильме «Служебный роман». Законодательница мод в «статистическом учреждении», молоденькая длинноногая хищница, желающая побыстрее и повыгодней выскочить замуж, практичная, бездуховная барышня — такой была Верочка в пьесе. В сценарии картины мне захотелось обогатить этот в общем довольно тривиальный персонаж. Мне очень импонировала мысль пригласить на эту роль Лию Ахеджакову. Мы с соавтором трансформировали образ, постарались «надеть» его на психофизические данные артистки. По сути, из прежнего характера мы оставили лишь одну черту — «законодательница мод». Мы понимали, что эти претензии секретарши при ее занятной внешности дадут новый комедийный эффект. Когда урок Калугиной — как надо завлекать мужчин, нравиться им, какую походку следует выбрать, как одеваться — дает Лия Ахеджакова, это в сто раз богаче, интереснее, сложнее и смешнее…»
Еще одну секретаршу Эльдар Рязанов показал в своем фильме «Карнавальная ночь». Секретаршу Огурцова Тосю Бурыгину сыграла Тамара Носова. Тося всецело предана своему глуповатому начальнику, ходит за ним хвостом, одобряет все его нелепые идеи. И конечно же, когда Огурцов оказывается в тяжелой и в прямом смысле этого слова безвыходной ситуации тотчас приходит к нему на помощь. Огурцов застревает в лифте, и верная Тося приносит ему поесть. Кстати, Эльдар Рязанов сам предложил Игорю Ильинскому, игравшему Огурцова, выбрать себе «секретаршу». И Игорь Владимирович предложил кандидатуру Тамары Носовой, которая тут же была утверждена и прекрасно сыграла эту роль.
Читайте также:
В фильме Григория Александрова «Волга-Волга» Игорь Ильинский сыграл бюрократа Бывалова, которому тоже без секретарши никак было не обойтись. На роль секретарши Зои Ивановны была приглашена блистательная Мария Миронова. И она так великолепно сыграла эту роль, что, посмотрев отснятый материал, режиссер решил эпизоды с участием Зои Ивановны значительно подсократить, ибо, как ему показалось, она затмевала главную героиню.
Изумительный дуэт начальника и его секретарши показан в картине Виктора Титова «Отпуск за свой счет». Это действительно эпизод, длится он считанные минуты, но запоминается навсегда. Александр Ширвиндт играет усталого замотанного начальника туристической фирмы, а в роли его секретарши Юлии Николаевны — Любовь Руденко. Она приносит ему бумаги на подпись, он требует все переделать, а секретарша очаровательно упрямится. Между ними происходит комический диалог.
Оригинальный взгляд на образ секретарши в фантасмагорическом фильме Карена Шахназарова «Город Зеро». Первым потрясением московского инженера Алексея Варакина (Леонид Филатов) в городе, куда он приехал в командировку, была голая секретарша директора завода. Причем ненормальным это показалось лишь одному Варакину, для всех остальных, включая самого директора, это было абсолютно обыденным делом — обнаженная девушка, печатающая документы на печатной машинке, поливающая цветы, готовящая чай. И когда изумленный герой смущенно говорит директору Пал Палычу (Армен Джигарханян), что там в «предбаннике» у него голая секретарша, тот выглядывает туда, а потом невозмутимо говорит: «Да, действительно», и предлагает перейти к цели визита Варакина.
Ну, а самая знаменитая секретарша 2000-х, разумеется, Катя Пушкарева из популярного сериала «Не родись красивой». Ей удалось воплотить мечту многих своих коллег — покорить сердце своего начальника, выйти за него замуж и к тому же сделать карьеру, то есть выйти за рамки секретарского амплуа.
Смотрите также