Путеводитель по главным событиям Чеховского фестиваля
Чеховский фестиваль — самый старый театральный фестиваль страны: этим летом он отмечает 25-летие. Праздник проходит раз в два года и знакомит зрителей с лучшими постановками европейского и мирового театра. В этом июне и июле на московских сценах покажут 22 спектакля из 15 стран. Портал «Культура.РФ» подготовил путеводитель по главным событиям фестиваля.
Хотя Чеховский фестиваль назван именем русского драматурга, он расширяет представления зрителей о традиционном театре. В программе праздника — немало спектаклей без слов. Их почти нет в спектакле французского режиссера Филиппа Жанти «Внутренние пейзажи». В его работах игра актеров сочетается с кукольным представлением и необычными визуальными эффектами: все, что находится на сцене, может мгновенно трансформироваться и до неузнаваемости меняться. Сюжет спектакля навеян воспоминаниями Жанти «о чудаковатой юности». Режиссер говорит, что «Внутренние пейзажи» — «виртуальная поэма для семи актеров и марионеток, созданная на перекрестке моих снов, путешествий и фантазий…».
Еще один друг Чеховского фестиваля — англичанин Деклан Доннеллан, основатель театра «Чик бай Джаул», мастер современных и стильных интерпретаций Шекспира. В России режиссер ставит свои самые смелые спектакли-эксперименты. Одна из его недавних постановок — балет «Гамлет» в Большом театре, созданный совместно с хореографом Раду Поклитару. На родине Доннеллана называют «обрусевшим режиссером». В Москве покажут его спектакль «Зимняя сказка» — в постановке по пьесе Шекспира сыграют артисты из Великобритании.
Кроме спектаклей мэтров в афишу фестиваля включены и работы дебютантов. Одна из них — «Чистый разум / Укуси меня» эстонского режиссера Ренате Кеэрда, который год назад стал победителем II Молодежного театрального форума стран СНГ, Балтии и Грузии. Спектакль поставлен в жанре физического театра: восемь актеров за время действия не произносят ни слова. Однако они играют с таким драйвом, что критики сравнивают «Чистый разум / Укуси меня» с рок-концертом.
Московские зрители смогут увидеть и тайваньскую оперу «Мулань», в которой сочетаются необычная манера пения, танцы, элементы боевых искусств и изысканные костюмы. Трогательную историю о девушке, ставшей солдатом вместо отца, многие помнят по одноименному мультфильму. В спектакле вместе с Национальным оперным театром Го Гуан участвует театр перкуссионной музыки «Джу Перкашн Групп». В эти же дни на фестивале пройдет мюзикл «Голоса Амазонки» бразильско-британской компании «Сестры Гримм». В этом экзотическом спектакле сочетаются элементы классического балета, современного танца и капоэйры. В музыкальную партитуру вплетены звуки Амазонки и тропического леса, записанные во время путешествия авторов спектакля в Бразилию.
Читайте также:
Театр «Комеди Франсэз» представляет в Москве спектакль «Лукреция Борджиа» по драме Виктора Гюго. Его поставил французский режиссер Дени Подалидес, который в России известен как комический актер. Не стоит пропускать и спектакль «Лягушка была права». Его режиссировал внук Чарли Чаплина Джеймс Тьерре — акробат, мим, танцовщик, актер и автор собственных спектаклей. Он сам пишет для своих постановок музыку, прорабатывает сценографию и даже сам играет. «Лягушка была права» — смесь эксцентрической клоунады, пантомимы, танца и драматического театра.
Одно из важных событий фестиваля — спектакль «Поле битвы». Его поставил живой классик театра, 90-летний Питер Брук. В 1980-е годы гремел спектакль Брука «Махабхарата» по одноименному эпосу, переносивший зрителей в древний мир — жестокий и прекрасный. К премьере «Махабхараты» готовились 10 лет, в спектакле использовали исторические костюмы и боевое оружие, во время действия актеры сражались в рукопашных схватках и битвах на колесницах. В «Поле битвы» режиссер вернулся к эпическому сюжету, но создал спектакль в совершенно ином стиле. Постановка длится всего час с небольшим, а события эпоса пересказаны с дзен-буддистской простотой. Продуманная игра актеров, лаконичные декорации и барабанная музыка создают на сцене атмосферу древнего мира.
Одно из важных событий фестиваля — спектакль «Поле битвы». Его поставил живой классик театра, 90-летний Питер Брук. В 1980-е годы гремел спектакль Брука «Махабхарата» по одноименному эпосу, переносивший зрителей в древний мир — жестокий и прекрасный. К премьере «Махабхараты» готовились 10 лет, в спектакле использовали исторические костюмы и боевое оружие, во время действия актеры сражались в рукопашных схватках и битвах на колесницах. В «Поле битвы» режиссер вернулся к эпическому сюжету, но создал спектакль в совершенно ином стиле. Постановка длится всего час с небольшим, а события эпоса пересказаны с дзен-буддистской простотой. Продуманная игра актеров, лаконичные декорации и барабанная музыка создают на сцене атмосферу древнего мира.
Еще один громкий спектакль фестиваля — постановка «887» знаменитого канадского режиссера Робера Лепажа. Его предыдущий спектакль в Москве шел на сцене цирка на Цветном бульваре и поражал зрителей чудесами машинерии и тонкой психологической игрой актеров. В Театре наций можно посмотреть его «Гамлета», где все роли играет Евгений Миронов, в том числе — Офелию. «887» — моноспектакль Лепажа, режиссер рассказывает в нем о своем детстве, непростых отношениях с отцом, бывшим военным, о своих страхах и мечтах. В название вынесен номер дома на авеню Мюррей в Квебеке, где вырос режиссер. А для наглядности на сцене установлен огромный макет этого здания.
Завершится Чеховский фестиваль премьерой спектакля «Старик и море», посвященной столетию Юрия Любимова. Режиссером постановки по повести Хемингуэя стал русский режиссер Анатолий Васильев, вернувшийся на российскую сцену после 10-летнего перерыва. Роль рассказчика сыграет актриса Алла Демидова.
Завершится Чеховский фестиваль премьерой спектакля «Старик и море», посвященной столетию Юрия Любимова. Режиссером постановки по повести Хемингуэя стал русский режиссер Анатолий Васильев, вернувшийся на российскую сцену после 10-летнего перерыва. Роль рассказчика сыграет актриса Алла Демидова.
Автор: Ольга Романцова