Гостиница «Метрополь» находится на Театральной площади в Москве. Она считается самым крупным общественным зданием в столице в стиле модерн. Над проектом гостиничного комплекса работали известные архитекторы Вильям Валькот и Лев Кекушев, художники Виктор Васнецов и Константин Коровин.

История создания

В 1898 году промышленник и меценат Савва Мамонтов
выкупил у купца Петра Челышева гостиницу с банями. Здесь Мамонтов решил построить культурный центр, в который входили бы гостиница, театр, рестораны, художественные галереи, спортивный зал для соревнований.
В 1899 году по проекту Вильяма Валькота началась реконструкция старой гостиницы и строительство новых корпусов. Но реализовать свой замысел Мамонтов не сумел. Предприниматель разорился, и на погашение долгов ушло все его имущество.
Для доработки проекта новые владельцы здания пригласили Льва Кекушева и Николая Шевякова. Вместо культурного центра архитекторы разработали план гостиницы, вместо театра в центральном зале — ресторан.
В 1901 году в здании вспыхнул сильный пожар, который почти полностью уничтожил внутреннее убранство. Интерьеры восстанавливали по проекту архитектора Стефана Галензовского.
Гостиница «Метрополь» открылась в 1905 году. В то время она считалась уникальным гостиничным комплексом: интерьеры 400 номеров ни разу не повторялись, в каждом стояли холодильник и телефон. В здании было электричество и горячая вода, работала система вентиляции — в начале XX века такие удобства были большой редкостью. В 1906 году при гостинице открылся первый в Москве двухзальный кинотеатр «Театр «Модерн»».

Архитектура гостиницы

Здание гостиницы «Метрополь» было построено в стиле модерн. Снаружи его украшали стеклянные купола, ажурные решетки и небольшие башенки. Центральное место на фасаде занимало панно «Принцесса Греза» из цветной керамики Абрамцевской мастерской. В основу сюжета легла картина Михаила Врубеля.
Внешнее убранство дополняли майоликовые панно по эскизам Александра Головина и Сергея Чехонина: «Поклонение божеству», «Жизнь», «Поклонение природе», «Жажда», «Купание наяд» и «Полдень».
Внутри были комнаты и в псевдорусском стиле, и в духе неоклассицизма. Интерьеры декорировали и расписывали по эскизам Виктора Васнецова
и Константина Коровина
.

Гостиница в советское время

В 1917 году гостиница «Метрополь» стала резиденцией советского правительства. В центральном ресторане отеля проходили заседания, а в номерах жили большевики. В 1931 году «Метрополь» вновь стал гостиницей. В разное время здесь останавливались Бернард Шоу и Бертольт Брехт, Сергей Прокофьев и Мао Цзэдун, Марлен Дитрих и Джон Стейнбек.
В 1986 году началась реконструкция здания. По архивным чертежам архитекторы восстановили здание гостиницы в первоначальном виде. Реставрация фасадов, интерьеров и старинной мебели завершилась через пять лет.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна