Кому — забава, кому — искусство

Домашние театры — феномен русской культуры XVIII века. Конечно, возникновение любительских сцен в домах знатных особ явилось следствием общей театромании, захватившей российское общество в период царствования Елизаветы и Екатерины. Обе императрицы живо интересовались театральными новинками, посещали представления иностранных трупп, радели за появление и развитие отечественных «кадров». Во многом возникновение профессионального русского театра — дело рук Екатерины II.
Ну, а к концу 70-х годов XVIII столетия набирает обороты увлечение богатых аристократов домашним театром. Кто-то (как, например, отец и сын Шереметевы) относился к театру с трепетом и глубоким интересом, видел в нем не развлечение, но искусство, ресурс просвещения. Кто-то считал театр непременным компонентом моды, старался в устройстве представлений перещеголять других владельцев домашних трупп. Как бы то ни было, домашние театры много способствовали укоренению театральной культуры в России. В них расцвели таланты крепостных актеров, музыкантов, художников, архитекторов — многие из них обучались за границей и превосходили в своем искусстве зарубежных мастеров. Некоторые крепостные артисты и специалисты получили вольные. 6 ноября 1801 года блестящий аристократ Николай Петрович Шереметев сочетался официальным браком со своей бывшей крепостной, актрисой его домашнего театра Прасковьей Ивановной, известной публике под псевдонимом Жемчугова. Сегодня это вроде бы незначительное событие видится важной вехой в общественной жизни просвещенной России.
Мы предлагаем вспомнить, в каких из сохранившихся усадеб действовали когда-то домашние театры.

Кусково

Театр в подмосковном имении Кусково завел граф Петр Борисович Шереметев. Просвещенный дворянин, он воспитывал детей в соответствии с европейским каноном образования. По наследству им досталась и любовь к театру.
После смерти супруги Варвары Алексеевны Шереметев с детьми перебрался из Петербурга в Москву, а потом и в свое Кусково, чьим обустройством занялся со страстью. Дети, особенно сын Николай, азартно взялись за создание домашнего театра. Николай несколько лет учился в Европе, там пристрастился к театру, изучал его детально — чтобы главные достижения перенять и привить на домашней почве. С ним в Европе находился крепостной Василий Вороблевский, библиотекарь графа Петра Борисовича. Когда молодой граф взялся за устройство кусковского театра, Вороблевский стал его помощником в деле формирования труппы, оркестра, группы оформителей. Для крепостных артистов выписывались лучшие учителя.
«Слава о шереметевской сцене шла очень громкая, — читаем в книге историка русского театра Людмилы Стариковой «Театральная жизнь старинной Москвы». — Многие знатные театралы предпочитали кусковские спектакли всем другим, в том числе и постановкам Петровского театра, где тогда играли превосходные актеры. Медокс жаловался городскому начальству, что сборы его падают, так как граф отвлекает публику».

Останкино

В 1792-м году страстный театрал и владелец лучшей труппы крепостных артистов Николай Петрович Шереметев начинает строительство нового театра-дворца в своем подмосковном имении Останкино. Да-да, кусковский театр, достигший своего расцвета, уже не удовлетворял потребностям требовательного владельца. Какие-то постановки переносятся в Останкино из Кускова — например, опера на музыку Гретри «Браки самнитян», в которой блистала звезда шереметевской сцены и возлюбленная графа Прасковья Жемчугова. Но появляются и новые, еще более тщательно и пышно оформленные спектакли. Летом 1795 года здесь поставили музыкальный спектакль «Взятие Измаила» — автором либретто стал участник штурма Измаила Павел Потемкин.
К сожалению, театр в Останкине просуществовал недолго. Последнее представление здесь дали в августе 1801 года, когда дом Николая Шереметева почтил своим визитом новоиспеченный император Павел I. Царь разрешил графу Шереметеву жениться на крепостной актрисе, но недолго продлилось счастье Николая Петровича — Прасковья Ивановна, родив сына, умерла.
А прекрасный бело-розовый дворец-театр в Останкине жив до сих пор, хоть и бывает подолгу закрыт из-за реставрационных работ (это едва ли не старейшее деревянное здание в России). Несколько десятилетий назад в нем снова стали давать спектакли и концерты, в память о звезде русской крепостной сцены Прасковье Жемчуговой и ее любящем муже Николае Шереметеве.

Архангельское

У этой земли было множество именитых владельцев. В 1810 году Архангельское купил князь Николай Борисович Юсупов. Он занимал должность директора Императорских театров. Был у Юсупова и свой домашний театр. Купив Архангельское, он начал строить для него специальное здание. Проект театра в Архангельском был выполнен итальянским архитектором Пьетро Гонзаго, также он делал декорации для спектаклей юсуповского театра. В Архангельском Гонзаго добился больших успехов в создании перспективных декораций — публика ахала, когда открывался занавес! С помощью живописных приемов художник углублял и раздвигал сцену домашнего театра до небывалых по тем временам размеров. А зрительный зал этого театра современники называли «прелестной игрушкой» — он был роскошен и изящен.
Открытие театра в Архангельском состоялось 8 июня 1818 года, среди зрителей были весьма почетные гости: император Александр I и прусский король.
Как и другие усадебные театры, театр в Архангельском не давал регулярных представлений. Спектакли играли по случаю, труппа в основном содержалась в Москве, а в подмосковное имение артистов привозили, когда была в них нужда. Звездами юсуповского театра были крепостные артистки — певица Анна Борунова и танцовщица Анна Рабутовская.

Люблино

Владелец этого имения Николай Алексеевич Дурасов имел три домашних театра, и один из них — в подмосковном Люблине. Это была одна из самых известных частных сцен в России. Люблинский театр славился хором певчих. Но и труппа была очень сильная, доказательством чему служит то, что многие артисты дурасовской труппы потом были приняты в Императорские театры Москвы и Петербурга. В Люблине коллектив театра насчитывал почти сотню человек. Дурасов был богат и слыл чудаком, он не жалел денег на затратные удовольствия. Крепостные артисты и музыканты люблинского театра обучались в школе, созданной Дурасовым специально для них. Московская знать и приезжие гости поражались размаху театрального дела Дурасова.
Комплекс театральных зданий в Люблине частично сохранился. Более того, в поддержании памяти о прошлом усадьбы важную роль играет именно театральная составляющая. На территории музея-усадьбы сохранился каменный флигель, в котором действовала театральная школа. В концепции развития исторической усадьбы правительство Москвы обозначило направление на создание фестивально-паркового комплекса «Театроград».

Марфино

Театр здесь появился при Иване Петровиче Салтыкове. Имение перешло к нему по наследству от отца, фельдмаршала Петра Семеновича Салтыкова. Иван Петрович был московским генерал-губернатором, а свое подмосковное имение Марфино превратил в место паломничества знатных москвичей. Основной приманкой был марфинский театр. Частым гостем в Марфине был Николай Михайлович Карамзин, а на сцене здешнего театра давались представления по его сочинениям. Перу Карамзина принадлежит либретто водевиля «Только для Марфина». По воспоминаниям современников, Карамзин даже сыграл в этом водевиле роль Петра Семеновича Салтыкова.
Отдельного театрального здания в Марфине не было. Спектакли играли зимой в большом зале усадебного дома, а в теплое время года — в специально отведенном месте на опушке рощи.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна