Роман Виктюк. Человек-сюрприз

Роман Виктюк — режиссер без возраста. Вернее, ему всегда где-то в районе двадцати. О нем часто услышишь: «скандальный», потому что в наше время это определение стало синонимом понятий «яркий», «нестандартный». Когда он появляется в репетиционном зале, на телеэкране и в радиоэфире — жди мощного энергетического воздействия, парадоксальных рассуждений, сенсационных заявлений. Виктюк — это целый мир, в котором действуют свои законы.
Роман Виктюк родился во Львове, первые спектакли поставил еще в школе и во Дворце пионеров. Сразу по окончании школы он поехал в Москву и поступил на актерский факультет ГИТИСа
. Яркого студента приглашали в московские театры, но он, окончив институт, вернулся домой. Играл в львовском ТЮЗе и там же ставил спектакли. Как режиссера Виктюка стали приглашать на постановки в киевские театры. В 70-е годы он работал в Русском драматическом театре в Вильнюсе. Там режиссер поставил спектакли, память о которых жива до сих пор: «Утиную охоту» и «Прошлым летом в Чулимске» по пьесам Вампилова
, «Валентина и Валентину» по пьесе Рощина. В середине 70-х Виктюк возвращается в Москву. Его привечают в Театре им. Моссовета
, где он ставит спектакль по пьесе Арбузова «Вечерний свет» (в нем заняты Георгий Жженов
, Нина Дробышева, Леонид Марков, Валентина Талызина
, Геннадий Бортников), «Царская охота» (с Маргаритой Тереховой
, Людмилой Шапошниковой и Леонидом Марковым в главных ролях). В 1978-м Роман Виктюк поставил в студенческом театре МГУ
спектакль по пьесе Людмилы Петрушевской «Уроки музыки».
«Я пришел и сказал этим академикам, профессорам, докторам наук и студентам: вы согласны репетировать и играть без разрешения? И мы репетировали. И мы играли. Другой вопрос — что театр на мне, на том спектакле закрыли вообще»
Роман Виктюк
Сцена из спектакля Романа Виктюка «Маскарад Маркиза де Сада». Театр Романа Виктюка, Москва. Фотография: <a href="https://teatrviktuka.ru/maskarad-markiza-de-sada/" target="_blank">teatrviktuka.ru</a>
Сцена из спектакля Романа Виктюка «В начале и в конце времен». Театр Романа Виктюка, Москва. Фотография: <a href="https://teatrviktuka.ru/chernobyl/" target="_blank">teatrviktuka.ru</a>
Сцена из спектакля Романа Виктюка «И вдруг минувшим летом». Театр Романа Виктюка, Москва. Фотография: Анастасия Репина / <a href="https://teatrviktuka.ru/i-vdrug-minuvshim-letom/" target="_blank">teatrviktuka.ru</a>
Самым знаменитым спектаклем Виктюка (и одним из самых знаменитых спектаклей в истории отечественного театра) стали «Служанки» в театре «Сатирикон»
. Премьера состоялась в 1988 году, в спектакле играли Константин Райкин
, Николай Добрынин, Сергей Зарубин. Он был поставлен по пьесе французского драматурга Жана Жене. Поводом к шумихе послужило то, что женские роли у Виктюка играли мужчины. Хореографы Валентин Гнеушев и Алла Сигалова разработали для актеров специальную пластику. Смелыми были костюмы, которые создала художник Алла Коженкова, и грим от Льва Новикова. «Служанки» явили пример драматически-пластического театра, презревшего условности вроде привычного гендерного принципа распределения ролей. Коллектив спектакля объездил с гастролями полмира, Виктюк вырвался на международную орбиту. Впоследствии он делал версии «Служанок» с другими актерами на других сценах. Например — в Театре Романа Виктюка
, который он организовал в 1990 году.
Сцена из спектакля Романа Виктюка «Служанки». Театр Романа Виктюка, Москва. Фотография: <a href="https://teatrviktuka.ru/sluzhanki/" target="_blank">teatrviktuka.ru</a>
Сцена из спектакля Романа Виктюка «Служанки». Театр Романа Виктюка, Москва. Фотография: <a href="https://teatrviktuka.ru/sluzhanki/" target="_blank">teatrviktuka.ru</a>
Сцена из спектакля Романа Виктюка «Саломея». Театр Романа Виктюка, Москва. Фотография: <a href="https://teatrviktuka.ru/salomeya/" target="_blank">teatrviktuka.ru</a>
Думается, без своего театра Виктюк бы не смог. Ведь его метод слишком оригинален и нуждается в том, чтобы актеры и другие «кадры», необходимые театральному коллективу, воспитывались в одной эстетической «вере». Театр Романа Виктюка открылся спектаклем «М. Баттерфляй» по пьесе Дэвида Генри Хуана, в котором были заняты Сергей Маковецкий
, Эрик Курмангалиев, Сергей Виноградов, Ирина Метлицкая
. Сотрудничество с Виктюком продолжила художник Алла Коженкова. Среди хитов театра — «Саломея» 1998 года по одноименной драме Оскара Уайльда, «Лолита» по пьесе Эдварда Олби (а та, в свою очередь, по роману В. Набокова
). Параллельно Виктюк ставит спектакли в других театрах, но преимущество отдает своему коллективу. В 2016 году Театр Романа Виктюка вернулся в свои стены — завершена реконструкция отведенного ему здания по адресу Стромынка, 6.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна